Беспилотная скамья… студенческая: эксперты в IT-технологиях для корпоративных автопарков считают необходимой вузовскую подготовку специалистов по беспилотным авто
Как заявили в пресс-службе «Газпрома», петербургский университет ИТМО в сотрудничестве с компаний «Газпром нефть» запустит магистерский курс для студентов по разработке и эксплуатации беспилотников. Программа нацелена на студентов машиностроительной отрасли, а также бакалавров и специалистов сферы IT. При этом отдельный акцент в рамках курса будет делаться на информационной и промышленной безопасности самоуправляемых транспортных средств.
«Как бы много надежд ни возлагалось на беспилотные авто в плане повышения эффективности транспорта и снижения аварийности, нельзя все отдавать на откуп одним только технологиям, – отмечает руководитель отдела разработки ПО «СКАУТ-Корпоративные решения» Владимир Шадчнев. – Да, именно человеческий фактор, а не технические сбои, в большинстве случаев приводит к ДТП. Возможно, самоуправляемые автомобили действительно по статистике окажутся безопаснее традиционных. Но, превратившись из инструмента в руках человека в самостоятельного водителя, бортовая система не сможет взять на себя ответственность в случае аварии, произошедшей из-за ее просчета. Кроме того, даже самые совершенные технологии могут давать осечки, ведь отреагировать на действия других водителей получается далеко не всегда. Поэтому нужны компетентные специалисты, которые будут не только создавать и совершенствовать, но также обслуживать и контролировать такие транспортные средства. Разумеется, для этого необходима подготовка данных кадров еще со студенческой скамьи».
Кроме того, по мнению эксперта, повысить безопасность самоуправляемых автомобилей поможет опыт, накопленный в части контроля корпоративных автопарков. Например, на базе систем телематики возможно создать специализированные ситуационные центры, диспетчеры которых будут получать мгновенные уведомления о превышениях скорости, авариях, опасных ситуациях. В случае необходимости они смогут вмешаться в процесс и, например, удаленно остановить или снизить скорость беспилотника при помощи спутниковых сигналов связи.
«На сегодняшний день подобные ситуационные центры функционируют во многих крупных нефтегазовых и других компаниях в целях контроля действий сотрудников за рулем и подстраховки в случае каких-либо отклонений, – продолжает эксперт «СКАУТ-Корпоративные решения». – Например, диспетчер может связаться с водителем, чтобы призвать снизить скорость, проинформировать об опасных действиях его непосредственное руководство, наконец, оперативно вызвать скорую помощь или технические службы на место происшествия. Подобные решения технически вполне возможно ориентировать и на беспилотники. На первом этапе будет необходимо обеспечить человеку возможность вмешаться в процесс, даже если за рулем никого нет. Конечно, потребуются определенные доработки и расширение функционала систем. И, опять же, мы сталкиваемся с вопросом наличия квалифицированных кадров, специализирующихся именно в этой сфере».
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.) 12news.ru, 2020