В настоящее время в российских национальных доменах .RU и .РФ о зарегистрировано свыше 6,3 миллионов имен, это 8-е место в общем рейтинге доменов верхнего уровня. В то же время по национальной процедуре зарегистрировано почти 634 тысячи товарных знаков, это 13-е место в мире. Среднегодовой прирост для регистраций доменов и товарных знаков составляет более 5% и 8% соответственно. Исследование показало, что только 1,2% доменов охраняются в качестве товарных знаков, что может повлечь для остальных владельцев целый ряд опасностей.
«Первое и самое простое – доменные имена, которые регистрируются на физических лиц-сотрудников, уходят из компании вместе с ними. Второе – предприниматель, регистрируя домен, может абсолютно добросовестно, ни о чем не подозревая, нарушить чьи-то права на ранее зарегистрированный товарный знак. Третье – уже после того, как бизнес пойдет в гору, сайтом могут заинтересоваться так называемые trademark squatters, – комментирует результаты исследования Алина Акиншина, операционный директор Online Patent. - При этом если товарный знак зарегистрирован позже доменного имени, то можно будет говорить о попытке недобросовестного «обратного захвата». Если же товарный знак зарегистрирован раньше, претензии будут вполне законны».
Избежать ряда перечисленных проблем помогает наличие у предпринимателя пары зарегистрированный домен + товарный знак. Домен, как и положено, служит для адресации в сети Интернет, а товарный знак закрепляет права бизнесмена на совокупность символов, образующую доменное имя. Правда, этот механизм защиты доступен только для юридических лиц и ИП, а 84% администраторов доменных имен в зонах .RU и .РФ – это физические лица. В сегменте юридических лиц товарные знаки покрывают всего около 21 тыс. доменных имен, и в 75% случаев организация-администратор домена и правообладатель товарного знака – это разные лица. Каждое такое несовпадение – потенциальный судебный спор, в котором правообладатель товарного знака обычно обладает более сильной позицией, чем администратор домена.
Как отмечает Андрей Воробьев, директор Координационного центра доменов .RU/.РФ: «Мы уделяем много внимания репутации российских национальных доменных зон, и для нас крайне важно, чтобы были учтены интересы всех сторон – и администраторов доменов, и владельцев товарных знаков. Исследование, поведенное совместно с компанией Online Patent, позволяет нам глубже понять все те проблемы, которые могут потенциально возникнуть у игроков доменного рынка, и своевременно принять необходимые меры».
Полная версия отчета и инфографика по результатам исследования доступны по ссылке, общие выводы также опубликованы на сайтах Online Patent и Координационного центра доменов.RU/ .РФ.
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.) 12news.ru, 2018