СУБД ADABAS продвигали и осваивали в государственных структурах еще во времена СССР. Первая прикладная система на ADABAS была внедрена в ГАИ Ленинграда в 80-е годы прошлого века. В дальнейшем она развивалась и переносилась с мейнфреймов на сервера Sun. А в 1995 году по результатам эксплуатации этого приложения ГИБДД вновь выбрала для создания своей федеральной информационной системы (ФИС) СУБД ADABAS и петербургскую компанию «Росби Информ» в качестве подрядчика.
В период с 1995 по 2009 годы была разработана ведомственная нормативная база по организации информационного обмена Госавтоинспекции, в том числе обмена с внешними информационными системами, разработана система хранения и загрузки данных, система удаленного доступа к информационным учетам, система передачи и контроля данных для актуализации этих учетов. Было проведено тиражирование всех этих компонентов по 9 федеральным округам РФ для создания территориально-распределенной информационной системы ФИС ГИБДД. Помимо консультантов и разработчиков «Росби Информ» в проекте также участвовал ИТ-холдинг «Армада». Затраты на внедрение системы составили более $10 млн.
В настоящий момент в БД «Розыск ТС» содержится более 13 млн записей, в БД «Автомобиль» – более 227 млн записей, в БД «Водитель» – более 79 млн записей, в БД «Административная практика» – более 160 млн записей, в БД «ПТС» – более 27 млн записей. Ко всем этим данным, которые централизованно хранятся и актуализируются, обеспечен доступ в режиме реального времени. Система доступа, в том числе мобильного, функционирует на всей территории РФ в зоне покрытия операторов мобильной связи (а также на территориях, где действует роуминг). Т.е. «пробить» автомобиль по базе можно в любом месте, где работает сотовая связь. Для ведомственных пользователей системы разработана и внедрена линейка АРМ ГИБДД, обеспечивающих автоматизацию регламентированной деятельности подразделений на базе информационных ресурсов ФИС ГИБДД.
«Введение в эксплуатацию ФИС ГИБДД в 2009 году и сопутствующий комплекс организационно-технических мероприятий обеспечили существенное повышение эффективности розыска угнанных и похищенных автомобилей, – отмечает главный научный сотрудник НИЦ БДД МВД РФ, д.т.н., проф. Валерий Капитанов. – Новая информационная система позволила в полной мере реализовать поставленные перед Госавтоинспекцией задачи».
«Решения на базе ADABAS и Natural отличаются высокой надежностью и производительностью, простотой администрирования и доступностью, – говорит технический директор Software AG Россия и страны СНГ Владимир Силин. – Новый подход к созданию современных ИС предполагает не замену, а модернизацию имеющихся в компании ИТ-систем с применением процессного подхода. Наши продукты «заточены» именно на этот новый подход, в т.ч. модернизацию супернадежных систем на ADABAS и Natural».
Определенной модернизации требует и информационная система ГИБДД, поскольку с момента запуска ее в эксплуатацию появился ряд новых обстоятельств. Так, изменилась нормативно-правовая база МВД РФ, регламентирующая порядок сбора и использования информационных ресурсов в инфоструктуре ГИБДД. Соответственно, появились новые задачи, включенные в зону ответственности ФИС, для которых необходимо написать надлежащий функционал. Функциональность же старых задач необходимо доработать. Значительно увеличилось количество пользователей и объем обрабатываемой средствами ФИС информации.
«Создание и внедрение ФИС ГИБДД, с помощью которой была автоматизирована деятельность Госавтоинспекции и организовано информационное взаимодействие ее подразделений, конечно, сильно повысило качество исполнения дорожными инспекторами своих задач, – комментирует генеральный директор ООО «Росби Информ» к.т.н. Николай Зязин. – Но сейчас необходимо заняться модернизацией информационной системы ГИБДД, в том числе обновить версии и внедрить новые программные продукты, чтобы использовать больше возможностей, предоставляемых СУБД ADABAS».
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.) 12news.ru, 2011