В разговорах об архитектуре информационных систем мы много внимания уделяем таким вопросам, как техники моделирования процессов и данных, принятие и контроль решений, создание общей картины системы — информационной или более общей. При этом мы практически ничего не говорим об основной, изначально присущей архитектуре деятельности – придумывании абстракций данных и поведения.
2 апреля 2008г. прошла II Всероссийская конференция «Сервисно-ориентированная архитектура SOA-2008». Крупнейшие интеграторы, CIO крупных предприятий и банков, а также системные архитекторы собрались для того, чтобы обсудить ключевые проблемы SOA и обменятся опытом ее внедрения.
Многие уважаемые ИТ-специалисты и крупные компании любят подводить итоги минувшего года, суммируя все то, что было достигнуто за отчетный период. При этом большинство из них старается предугадать ход развития в том или ином секторе ИТ-рынка. Не осталась без внимания и SOA. В этой статье дается анализ перспектив развития, которые ожидают SOA в 2008 году.
Like everything new in the IT world the concept of service-oriented architecture (SOA) is constantly followed by myths about its nature and necessity for business. Lack of information and real-life experience of SOA implementation generate even more talks and opinions. We’ll try to destroy most of them and get closer to the understanding of SOA essence.
Как и всё новое в мире ИТ, концепцию сервисно-ориентированной архитектуры (SOA) постоянно преследуют мифы о том, что это такое и зачем это необходимо бизнесу. Отсутствие полезной информации и богатого практического опыта внедрения SOA, порождают ещё больше мнений и слухов. Попробуем развеять большинство из них и постараемся приблизиться к пониманию самой сути SOA.
В течение нескольких лет компании пытаются решить две стратегические проблемы с межплатформенным программным обеспечением. Первая: каким образом автоматизировать и модернизировать бизнес-процессы, которые охватывают несколько подразделений и приложений. Вторая – как отслеживать и реагировать на определенные события или проблемы в бизнесе, когда они появляются, и автоматизировать наиболее разумные ответные мероприятия.
В последнее время понятие технологии SOA воспринимается не просто в понимании «сервисы». Появление Интернета и XML открыло шлюзы для использования обмена данными. Отрасль программного обеспечения поднялась вслед за общим форматом обмена данными (XML) и протоколами передачи данных Интернета.
От окупаемости инвестиций в ИТ направление до безопасности компании - шесть вопросов, которые необходимо решить прежде, чем остановить свой выбор на SOA-решениях.
Тот факт, что многие ИТ-специалисты не могут обосновать необходимость вложений в SOA, говорит о том, что есть разрыв между проблемами, которые хочет решить бизнес и обещанием в SOA как средства для их решения. Конечно, это не касается всех начинаний ИТ. С другой стороны, область BPM - Управления Бизнес-Процессами (некоторые добавляют Моделирование и Мониторинг к общему термину), играет небольшую роль в компании до тех пор, пока не найдет применения в конкретных бизнес-процессах. Какого рода знания о бизнес-процессах могут получить специалисты SOA от коллег, работающих в области BPM, и почему мы безо всякой необходимости разделяются усилия в BPM и SOA?
В первой части статьи на эту тему я выделил следующее определение SOA: использование свободно соединяемых сервисов, построенных так, чтобы обеспечить многократное использование бизнес-процессов, позволяющих устанавливать свободную коммуникацию между системами и создавать цельные приложения внутри организации.