Исторически специалисты по информационным технологиям трактовали понятия интеграции и бизнес-процессов раздельно. За последние 30-40 лет активного использования компьютеров ИТ-среда стала настолько сложной, что даже вопрос взаимодействия внутри этой среды стал значительной задачей. Интеграционные подходы, такие как EAI - Интеграция Приложений Предприятия, Извлечение, Передача, Загрузка (ETL), и Интеграция Информации Предприятия (EII), сконцентрированы на решении проблем интеграции без знания в бизнесе ситуации, для которой может быть определена их значимость. Если требуется, чтобы данные перешли из системы А в систему В для выполнения какой-то цели, почему специалиста по интеграции должна беспокоить сама цель? И еще, концентрируясь только на технологии проблемы интеграции, бизнес делал слабый упор на понимание специалистом по интеграции бизнеса или процесса, частями которого являются данные вопросы интеграции. В то же время, когда усилия по интеграции были в начальной стадии развития, бизнес разыскивал средство для передачи своих постоянно меняющихся требований в ИТ. BPM развился настолько, что радикально сократил время для перегонки потребностей бизнеса в практически осуществимые понятия. Бизнес-процесс представляется моделью, которая не только помогает предприятию понять, как реализовать текущие процессы, но и как совершенствоваться при их изменении в будущем. Увеличение производительности в цикле развития процесса – это одна из наиболее значимых ценностей BPM. Обычно это достигается за счет сокращения времени от дизайна до ввода в действие, благодаря интегрированному подходу к управлению командой и технологией. Успешные сторонники BPM указывают на методологии и технологии, говоря, что они позволяют им быстро разрабатывать и тестировать модели процессов, создавать и внедрять пользовательские интерфейсы к этим процессам, а затем и соединять эти интерфейсы с существующими системами. [Перепечатка материалов 12NEWS.ru разрешается только с предварительного согласования с редакцией или автором. Если вы читаете этот материал на другом ресурсе, пожалуйста, сообщите нам об этом editor@12news.ru]
BPM Group в течение долгого времени поддерживала точку зрения, что Управление Бизнес-Процессами – это «… естественный и целостный подход к управлению бизнесом, который создает высокоэффективную, подвижную, инновационную и легко адаптирующуюся организацию, намного превосходящую организацию с традиционными подходами к управлению». Два момента приходят на ум. Во-первых, такое определение BPM звучит очень похоже на восприятие SOA. И, возможно, смешивание данного взгляда на BPM с взглядом на архитектуру предприятия SOA даст оценку SOA как относящуюся больше к бизнесу, а BPM, как относящемуся больше к архитектуре.
Фактически, идея начинать с отображения бизнес-процесса и быстро развивать модель, чтобы создать требуемую логику, звучит очень похоже на модельно-ориентированную нисходящую лучшую практику, которая сейчас поддерживается сообществом SOA. Пока что предприятия все еще строят Сервисы снизу вверх, начиная не с бизнес-процессов, а с систем, которые будут браться за основу. Во-вторых, многие в сообществе SOA никогда не слышали о группе BPM и не видели их интенсивно участвующими в развитии SOA. Более того, было проведено несколько конференций SOA и BPM, темы которых были очень похожи, но публика была разная. Это зловещий знак, говорящий о том, что сообщества SOA и BPM разделены более, чем должны были бы быть. Но есть еще более тревожный факт: многие в ИТ, являясь великолепными специалистами по SOA, не слишком хорошо владеют языком бизнес-процессов. Зачастую, они не умеют проводить качественное бизнес-моделирование, и недостаточно участвуют в усилиях организации в BPM для оценки преимуществ и недостатков различных подходов к BPM. Проблема в том, что обычные эксперты по интеграции и эксперты по бизнес-процессам – не одно и тоже.
На первый взгляд, некоторым может показаться, что усилия SOA и BPM направлены друг против друга: эксперты в бизнес-процессах с одной стороны пытаются построить идеальную модель, а технологи с другой стороны - пытаются показать идеальные Сервисы. И все же в действительности такого противостояния нет. В любой изменяющейся среде бизнес-процессы будут испытывать потребность в новых разнообразных Сервисах, и технологии будут также меняться с регулярностью, как будто, желая усложнить задачу тех, кто попытается реализовать конкретный бизнес-процесс.
В среде, когда бизнес постоянно изменяется, компаниям необходимо смотреть на BPM с сервис-ориентированной точки зрения и смотреть на SOA под углом бизнес-процессов. Если взять за исходную точку модели бизнес-процессов, то они подробно описывают на абстрактном уровне разные виды деятельности и отношения между ними для получения результата на выходе. Для многих данные модели служат документом с требованиями, который будет использоваться при разработке. Однако с сервис-ориентированной точки зрения принять только такой подход, рассматривая модели бизнес-процессов только как статические документы с требованиями, будет недостаточным для реализации подвижных и модельно-ориентированных целей SOA. С одной стороны, SOA требует, чтобы структура сервисов была определена в мета-данных. Это и выполнимо, и понятно. В этом стиле модели бизнес-процессов – работающие объекты, а не только документы с требованиями на время проектирования. С другой стороны, если рассматривать такие модели только как объекты на время проектирования, то они служат только, чтобы усложнить вещи попыткой определить каждый момент процесса заранее. Это приводит к крайней сложности и бессилию анализа, что делает невозможным любое движение вперед в развитии процесса. SOA, работающая правильно, считает BPM нисходящей частью любой итерационной методологии SOA с результатом в виде хорошо-определенных договоров на Сервисы и методологией, которая позволяет постоянно, итерационно определять как процессы, так и представляющие их Сервисы. Более того, в соответствии с опробованными способами BPM, жизненный цикл не должен закончиться, как только смоделирован процесс.
Наоборот, эффективное BPM требует воспроизведения и прохождения существующих бизнес-процессов для выявления возможностей оптимизации и совершенствования, постоянной ответной реакции на попытки внедрить процессы и Сервисы на определенных уровнях детализации. Хорошее BPM создает эффективные команды, которые могут оценить: как будет работать бизнес-процесс до того, как они реализуют его в Сервисах в реальности. Однако до того как мы завершим эту тему, важно отметить, что BPM + EAI + Стандарты – это не то же самое, что SOA. Слишком многие поставщики ПО считают, что их действия в области SOA должны быть просто набором процессов, интеграцией и стандартным набором инструментов связующего ПО. При этом они не понимают, что основной мотивацией является уменьшение сложности за счет изменения существующих бизнес-процессов с использованием подвижных Сервисов. SOA – это подход к организации активов ИТ, так же, как к бизнес-процессам и изменяющимся требованиям. В этом свете вместо простого сбора независимых продуктов под лозунгом SOA компаниям следует пересмотреть свои процессы и убедиться, чтобы инфраструктурные инструменты были в своей основе сервис-ориентированными и управляемыми процессами.
© By Ronald Schmelzer, ZapThink, LLC.
Права на русский перевод принадлежат ZapThink, LLC
Связаться с автором возможно через редакцию.
© Алексей Маринин, перевод и адаптация
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2007