SOA - это набор сервисов для обеспечения многократного использования автоматизации бизнес-процессов. Он также позволяет различным системам обмениваться информацией, создавать целостные информационные приложения внутри организации. Обычно сервисы обмениваются данными в процессе выполнения некоторых предопределенных общих процессов. Такие процессы могут быть: перемещением исходных данных, сложные преобразования данных, очистка данных или использование сервисов со сложной структурой для сознания других многоступенчатых, сложных процессов.
Задача SOA – сделать услуги легкодоступными до такой степени, чтобы они могли быть предоставлены или выполнены даже без особых знаний о технологии и платформе или языка программирования.
Многие факторы ведут к внедрению и использованию SOA в организациях. Главным из них является то, что существующие структуры приложений в ИТ-отделах и компаниях слишком неподатливы, несгибаемы, неэффективны. Недавнее исследование института Business Performance Management показало, что 36% ИТ-департаментов западных компаний утверждают, что у них «ощутимые сложности» - 27% или «вообще не могут поддерживать» требования бизнеса -9%. К тому же, только 11% респондентов утверждает, что способны поддерживать требования бизнеса, изменять их технологические процессы.1
[Перепечатка материалов 12NEWS.ru разрешается только с предварительного согласования с редакцией или автором. Если вы читаете этот материал на другом ресурсе, пожалуйста, сообщите нам об этом editor@12news.ru]
Среда SOA обещает обеспечить компанию портфолио услуг (подразумевая общие и типичные процессы), которые могут быть легко взаимоувязанными и согласованными без особого труда, чтобы автоматизировать бизнес-процессы с целью уменьшения времени и стоимости разработки и внедрения. Это как раз и есть обещание, уже проданное многим компаниям. Давайте посмотрим, какова была действительность.
Ключевые исполнители вашей компании вошли в долю предложенных SOA ценностей, но каковы действительные задачи, которые ставят компании строя такое окружение? По собственному опыту знаю - эти компании строят интеграционные шины на технологиях, таких как TIBCO и webMethods, используя стандарты OASIS, XML, CORBA, DCOM и многие другие.
Насколько успешны внедрения таких интеграционных решений? Большинство организаций, которые я видел, не строят стандартизированные процессы со своими интеграционными шинами, а скорее используют их для поточечного воспроизведения интерфейсов. Этот подход успешен в ускорении уже перегруженных «двухточечных» интерфейсов; однако, он совершенно подрывает общую задачу SOA, заключающуюся в упрощении излишне сложной ИТ-среды.
Например, недавно я посетил администратора одного из наших клиентов. В перерыве между различными собраниями мы остановились на одном внутреннем событии, имевшем место там и названном «показательные решения». В этом показательном решении они установили некий красный уголок вендора, где многие специалисты из их крупных команд ИТ-проектов могли обсуждать свои достижения. Один из стендов отражал интеграционную шину. Мы с администратором подошли к стенду (ни у кого из нас не было бейджа с именем, т.е. мы оставались инкогнито), который был заполнен специалистами вендора, поставляющего интеграционные решения. Макет был прелестным, конструируемым с помощью тысячи деталей «ЛЕГО». Да, тех самых «ЛЕГО», которыми мы играем с нашими детьми. Предполагалось, что установка будет перемещать «ЛЕГО»-блоки между различными «ЛЕГО»-инстанциями. Думаю, предполагалось, что это будет имитировать деятельность настоящей интеграционной платформы.
Как только платформа повернула на демонстрацию, маленькие детали «ЛЕГО», которые, предположительно, должны были аккуратно передвигаться между инстанциями, начали разлетаться во все стороны уголка продавца к великому ужасу десяти или более людей, наблюдавших катастрофу.
Что касается этого вопроса, то демонстрация была немедленно прекращена, и я должен признаться, что неожиданно для себя громко прокомментировал: «Это самая реалистичная демонстрация, которую я когда-либо видел!». После того, как смех стих, я задал продавцу пару самых простых вопросов, касательно их структуры SOA, включая, как они будут следить за окружением и каналом эффективности сообщений? Представитель вендора взглянул мне в глаза и сказал, что ключ к их проекту заключается в «репозитарии метаданных» 2. Нет, это не опечатка. По его мнению, основа - это репозитарий метаданных! С таким подходом не удивительно, что их проект провалился.
Пожалуйста, не подумайте, что эта статья направлена против SOA. Среда SOA может доставить потрясающую ценность организации. Однако только настоящее управление информационными потоками – абсолютная реальность в SOA. В своей следующей статье я покажу, как возможно управлять информационными потоками в SOA-среде и поделюсь необходимыми шагами, которые организация должна предпринять, даже чтобы начать применять SOA.
David Marco,
Translation by 12NEWS
Перевод и адаптация: Алексей Маринин
David Marco – международно-признанный эксперт в области структуры предприятий, организации информационных хранилищ и интеллектуальных ресурсов. Он автор Universal Meta Data Models (Wiley, 2004) и Building and Managing the Meta Data Repository: A Full Life-Cycle Guide (Wiley, 2000). Марко преподавал в университете Чикаго и ДеПаула, и в 2004 был награжден престижной наградой Chicago Business «Top 40 Under 40».
Основатель и президент Enterprise Warehousing Solutions, Inc, GSA schedule ( EWSolutions.com )
Связаться с автором возможно через редакцию 12NEWS.
SOA, Service-oriented Architecture – Сервис-ориентированная архитектура - наборов сервисов, которые обмениваются информацией между собой. Каждый из сервисов является самодостаточным и не зависит от контекста или состояния других сервисов.
Примечания
1 Кристофер Кох. «Вся правда о SOA», CIO Magazine, 15 июня 2006
2 Репозитарий метаданных - Data meta repository - хранилище сведений об объектах, документах, интерфейсах, удаленных функций(Remote Function Calls, RFC), процессах, атрибутах, методах, таблицах, параметрах, структурах данных, элементах и др. Прим. 12NEWS
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2007