Компания Parallels опубликовала первое исследование рынка облачных услуг для малого и среднего бизнеса России (СМБ). По оценкам компании в 2012 году, объем рынка составил 15,6 млрд рублей, а через три года увеличится на 34%, достигнув 37,7 млрд.
Текущая структура российского рынка облачных услуг для СМБ сопоставима со структурой облачного рынка США 5-летней давности, а объем российского рынка составляет не более полутора процентов от глобального ИТ-рынка, почти половина (47%) которого - облачный рынок США.
Parallels опросила 400 российских компаний, отличающихся по размеру, сфере деятельности и территориальному присутствию. Опрашиваемые компании были разделены на три группы: микрокомпании (от 1 до 9 сотрудников, не включая ИП), малые (10-49) и средние (50-250).
По оценкам Parallels, облачный рынок РФ в 2012 году составит 15,6 млрд рублей ($466 млн), где на аренду инфраструктуры (IaaS) приходится 5,8 млрд рублей ($174 млн). Сегмент бизнес-приложений, куда помимо обычных SaaS-решений ( ERP, CRM, управление персоналом, складского учета и др.) включены приложения для электронной сдачи российской отчётности, также составляет 5,8 млрд рублей ($174 млн). На третьем месте по популярности услуги веб-присутствия – 3,4 млрд рублей ($101 млн). Наименьшая доля приходится на коммуникации и совместную работу (0,6 млрд рублей, или $17 млн), однако именно этот сегмент будет самым быстрорастущим в течение ближайших трех лет.
Выводы
Как и на Западе, аренда инфраструктуры (IaaS) - самая популярная облачная услуга в России. Скорость интернет-каналов и уровень доступности интернет-услуг на всей территории России не являются хоть сколько-нибудь сдерживающим фактором.
47% СМБ сегодня использует онлайн-приложения. Топ-3 бизнес-приложений в аренду: приложения интерактивной совместной работы (27%), обмен файлами (13%) и бухгалтерия (12%).
Самый быстрорастущий сегмент рынка – услуги коммуникации и совместной работы (годовой темп роста 59%), самыми заметными из которых являются платная корпоративная почта и виртуальные офисные АТС. Через три года этот сегмент достигнет 2,4 млрд рублей.
Собственный сайт имеют 37% СМБ, из которых 67% используют внешний хостинг. Это свидетельствует об огромном потенциале сегмента хостинга сайтов.
С ростом размеров СМБ увеличивает и долю внутренней инфраструктуры, и долю потребления облачных сервисов: если в микробизнесе собственную инфраструктуру имеют 7%, то в средних это уже 31%, а арендуемую 4% и 18% соответственно.
Топ-3 причин, почему компании не переносят свои серверы в облако
В России:
1) сомнения в конфиденциальности данных - 59%,
2) рекомендации ИТ-специалистов (боятся идти в облако) – 43%, территориальная привязка - 37%.
В США:
1) цена - 59%,
2) безопасность и конфиденциальность - 33%,
3) территориальная привязка - 27%.
ИТ-специалисты в США не рекомендуют переносить серверы в облако в три раза реже.
Павел Ершов, президент Parallels на развивающихся рынках: «Для нас было важно сделать самостоятельное исследование российского облачного рынка СМБ, чтобы понять его реальные размеры и темпы роста, потому что мы не согласны с методикой оценки глобальных аналитических компаний. Например, Parallels в отличие от IDC относит к публичным облакам так называемые «неэластичные услуги», в частности аренду виртуальных серверов и веб-хостинг, которые очень давно востребованы средним и малым бизнесом, и с точки зрения услуги – абсолютно облачный сервис. Поэтому мы оцениваем рынок публичных облаков в $466 млн, тогда как IDC в $27,35 млн. Это наш первый отчёт по российскому рынку, и наша цель – предоставить российским сервис-провайдерам исчерпывающую информацию о том, как и в каком направлении будет развиваться облачный рынок СМБ в ближайшей перспективе. Мы уверены, что это знание поможет нашим партнёрам развивать свой бизнес успешнее».
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.) 12news.ru, 2012