Если ранее задача решения накопившихся проблем, вследствие применения не релевантных информационных технологий, ощущалась руководством медиа-индустрии лишь на интуитивном уровне, то в данный момент происходит её повсеместная «кристаллизация».
Одним из интересных аспектов сотрудничества с медиа-компаниями явился тот факт, что работают в этой сфере люди творческие и профессионалы высокого уровня. Только одно это условие определяет необходимость в рассмотрении нестандартных подходов при оценке, казалось бы на первый взгляд, стандартных задач. Однако красота и простота получающихся решений радует сотрудников медиа-компаний иногда больше, чем реальный эффект от их внедрения.
Конечно же, тенденция к поиску новой платформы автоматизации в отрасли обусловлена не только этим. Накопившийся опыт использования самописных и разрозненных программных продуктов наряду с развитием самой отрасли сыграли немаловажную роль в выработке новой ИТ-стратегии компаниями медиа-индустрии. Чего только стоит замена сотен всевозможных файлов и документов, хранящихся на компьютерах у сотрудников, единым структурированным информационным пространством, формирующимся посредством четкого выстраивания бизнес-процессов и организации контрольных процедур в системе.
Однако давайте остановимся на специфике данного сектора более подробно.
Как правило, медиа-компании представляют собой холдинговую структуру, состоящую из множества юридических лиц, различающихся видами оказываемых услуг или брендами. Например, в холдинг могут входить несколько компаний, занимающихся производством печатной продукции под различными марками, компании, поддерживающие крупные интернет-площадки, а также телеканалы, радиостанции и др. Кроме того, в составе холдинга могут выделяться отдельные бизнес-единицы, оказывающие агентские услуги по привлечению клиентов, и сервисные структуры, основная задача которых – обслуживание всего холдинга в целом.
Наличие большого разнообразия в сфере производства и оказания услуг при распределении видов деятельности по относительно независимым структурным элементам, рождает целый ряд проблем в сегменте управления медиахолдингом. Оно и не удивительно, поскольку необходимо связать воедино бизнес-процессы по издательской деятельности, производству на телеканалах, закупкам и продажам контента, привлечению спонсоров, агентским услугам, рекламе через онлайн сервисы, кинопрокату, телевизионному и радиовещанию. Помимо этого, необходимо организовать точный и справедливый расчет стоимости услуг сервисных подразделений в отношении каждой компании-потребителя. Это требует создания механизма аллокаций для амортизационных отчислений, расходов по ФОТ, аренды и пр. Не стоит также забывать и про управление инвестиционной деятельностью медиа-холдинга.
Также важную роль играет формирование единой бизнес-модели, интегрирующей в себе специфику всех компаний холдинга. Как правило, разработать такую модель сразу не удается. Как следствие, развитие бизнес-модели происходит циклически, что непосредственно влияет на рассмотрение подходов к автоматизации бизнес-процессов отрасли и предъявляет особые требования к выбору релевантной системной платформы, способной решить максимум актуальных задач.
Именно поэтому при выборе основной платформы автоматизации медиа-компаниям и СМИ очень важно обращать внимание на гибкость системы, интегрируемость и возможность дальнейшего наращивания функционала, а также объемы обрабатываемой информации в соответствии с динамикой развития и оптимизации бизнес-процессов. Начать лучше с выделения конкретных проблемных областей, это послужит в дальнейшем основой для формирования последовательности этапов внедрения новой системной платформы.
Одним из хороших примеров автоматизации в медиа-индустрии стал холдинг «Пронто-Москва». Издательская сеть холдинга охватывает 100 городов, открыты филиалы и за рубежом. На сегодняшний день на счету медиа-холдинга более 250 проектов.
В качестве основной платформы была выбрана система Microsoft Dynamics AX, внедрение которой стало успешным началом развития новой ИТ-стратегии холдинга. Впоследствии в 2010 году компания осуществила переход на версию системы Microsoft DynamicsAX 2009, что позволило решить наиболее актуальные на тот момент задачи и сделать Microsoft Dynamics AX основой эффективного управления холдингом. Услуги по переводу холдинга на новую версию системы и расширению функционального покрытия процессов произвела компания НОРБИТ(12NEWS).
Среди причин перехода на новую версию продукта можно выделить: динамичное развитие холдинга «Пронто-Москва», структурные изменения, расширение продуктовой линейки и внедрение инновационных методов работы, что, в конечном итоге, требовало постоянного изменения бизнес-процессов и интегрирования новых элементов в устройство бизнес-модели. Выбранная холдингом платформа стала надежным инструментом управления и оказала структурирующее влияние на процессы компании.
Зачастую бывает трудно оценить все положительные стороны внедрения ERP. Большинство таких показателей зависит от выбранной платформы, четко выстроенной бизнес-модели и организационной составляющей. В частности, в медиа-холдинге «Пронто-Москва», благодаря внедрению Microsoft DynamicsAX были достигнуты следующие результаты:
· производительность работы менеджеров по продажам выросла на 40%;
· оперативность закрытия сделок по продаже печатной продукции и размещению рекламного контента возросла на 20%;
· повысилась достоверность коммерческой, финансовой и оперативной информации на 30%;
· усилился контроль над распространением тиража;
· произошла оптимизация производственного цикла;
· информация о складских остатках стала более достоверной и прогнозируемой;
· была обеспечена точность расчетов заработной платы и вознаграждений рекламным агентам;
· оперативность обмена данными между головной организацией и офисами продаж была существенно увеличена.
Опыт компании «Пронто-Москва» может послужить хорошим примером реализации IT- проекта и другим участникам рынка, а, возможно, и всей индустрии развлечений. Для того чтобы получить значительные результаты от внедрения ERP-системы, необходимо постараться заранее поставить четкие цели и начать двигаться в их направлении. В первую очередь, следует сформировать план по развитию бизнес-модели, отталкиваясь от специфики и структуры компании. Только в этом случае можно будет правильно сформировать требования к новой информационной платформе, и рассчитывать на максимальный эффект от вложения в информационные технологии.
Выбор за вами.
Максим Ковин
Ведущий консультант департамента Microsoft Dynamics AX компании НОРБИТ
Для 12NEWS
© НОРБИТ, 2013
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2013