LogistiX: Автоматизация складской и транспортной логистики возможна в максимальной степени

Сегодня автоматизировать процессы транспортной и складской логистики сегодня возможно в максимальной степени. Вопрос лишь в том, как это реализуется. Можно применять множество систем раздельно, возможно и совместное их применение для получения должного синергетического эффекта.

Интервью Дмитрия Блинова, технического директора LogistiX, российского разработчика и поставщика комплексных систем автоматизации логистических и производственных процессов.

- Расскажите, в какой степени сейчас возможна автоматизация складской и транспортной логистики? 

На российском рынке сегодня представлено множество отечественных и зарубежных решений для автоматизации логистики предприятия. Это системы отслеживания транспорта при помощи «ГЛОНАСС» и GPS – навигации, системы маршрутизации, управления грузопереработкой и распределением потоков, и многие другие.

Поэтому, на мой взгляд, автоматизировать процессы транспортной и складской логистики сегодня возможно в максимальной степени. Вопрос лишь в том, как это реализуется. Можно применять множество систем раздельно, возможно и совместное их применение для получения должного синергетического эффекта.

Например, можно автоматизировать цеховые кладовые какого-нибудь завода, получив практически незаметный результат, а можно автоматизировать всю материальную цепочку, начиная с поступления сырья на склад и заканчивая доставкой готовой продукции. Такая автоматизация может дать колоссальные результаты.

- Существуют ли типовые проекты автоматизации или это всегда индивидуальное решение?

Когда говорят о типовом проекте, то здесь присутствует некоторое лукавство. Дело в том, что логистика каждого конкретного предприятия - это его уникальная особенность. Если, конечно, речь идет не о тех предприятиях, где прибыль с продажи настолько велика, что говорить о сокращении издержек даже не принято.

Стратегия логистического развития каждого конкретного предприятия разрабатывается с учетом уникальных процессов, материальных потоков и прочих данных, свойственных конкретной компании. Невозможно взять выстроенную систему логистики, которая эффективно охватывает процессы на каждом этапе, с одного предприятия, и перенести ее на другое, получив при этом идентичный результат.

Действительно, на рынке программных решений существуют типовые и адаптируемые решения или системы с фиксированной» и изменяемой логикой.

В первом случае, фиксированную логику можно сравнить, например, с рельсами, где имеется строго заданное количество «стрелок» в определенных направлениях. Такое решение не позволит нам запустить поезд по кругу или поставить новую «стрелку» в том месте, где нам необходимо. Чтобы это сделать, придется понести немалые затраты на разработку.

Подобные решения применяются чаще всего там, где относительно недорого и быстро необходимо закрыть текущую потребность, использовав «шаблонные» процессы, но как только предприятие начинает развиваться, а процессы – меняться, то гораздо дешевле обойдется использование адаптируемого решения, даже при условии того, что первичные вложения будут больше.

Адаптируемое решение позволяет строить нашу «железную дорогу» так, как мы захотим, и – что самое главное – когда захотим. Появилась одна необходимость – запустили поезд по кругу, появилась другая – сделали вообще «восьмерку», а потом вернули все назад. Это возможность учета интересов предприятия как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе.

Кроме того, поскольку типовые решения имеют фиксированные возможности, то выбрать подходящее решение для конкретного предприятия не всегда просто.

В прошлом году мы проводили исследование среди 200 компаний, которые автоматизировали складские процессы с помощью типовых WMS– систем управления складом. Оказалось, что порядка 70% компаний-респондентов не смогли с первого раза удачно автоматизировать процессы с помощью типового решения, потому что только в ходе эксплуатации выяснилось, что выбранная система не имеет достаточного функционала для охвата текущих потребностей компании.

В подобной ситуации приходится искать другие решения, затрачивать очередные средства и время, нередко сопоставимые с адаптируемыми системами.

Что касается использования простых типовых решений, например, для учета заказов в ресторанах, то их можно использовать практически из коробки. Если же мы говорим про охват логистических процессов, то автоматизация складывается не только из программной части. Сюда входит весь комплекс мероприятий, включая процессы разработки, внедрения, обучения, адаптации, опытной эксплуатации, и так далее.

- Как примерно выглядит процесс создания проекта и его дальнейшего внедрения? Существуют какие-то ограничения по автоматизации - что кому-то подходит, а кому-то нет? 

Процесс реализации проекта состоит из нескольких основных этапов. С самого начала, заказчик описывает свои проблемы и потребности, а также результат, который он хотел бы получить от автоматизации. 

На базе этих данных специалисты разработчика-интегратора пишут техническое задание и готовят систему с учетом описанных потребностей. Далее осуществляется обучение технического персонала клиента для поддержки решения, ключевых пользователей и линейного персонала.

После этого идет процесс внедрения настроенного решения, сопровождения и опытная эксплуатация системы автоматизации. На данном этапе могут вноситься какие-либо корректировки. Завершающим этапом является запуск решения в промышленную эксплуатацию.

Что касается ограничений по автоматизации, если речь идет об адаптируемых решениях, то мы таких ограничений не видим.

- Как компания может понять, насколько внедрение оправдано и экономически эффективно? 

Что касается экономического обоснования автоматизации, то его расчет, на мой взгляд, не всегда корректен. Так, любой квалифицированный специалист в области финансов, при необходимости, может подвести расчеты к требуемому результату, зная его изначально. И это касается не только области систем автоматизации в логистике.

В ходе проекта, с абсолютной точностью оценить некоторые вещи попросту невозможно. Всегда есть факторы, которые остаются «за кадром». Что касается, например, автоматизации склада, то можно сделать условную модель окупаемости, но даже для этого необходимо очень хорошо представлять технологию грузопереработки, и те показатели эффективности, которые мы получим при внедрении WMS.

Если говорить о сроках окупаемости систем для автоматизации складских процессов, то на базе нашего солидного опыта реализации проектов, можно отметить, что сроки окупаемости наших решений составляют от четырех месяцев до двух лет.

- Что чаще всего у вас заказывают, и компании какого размера, и секторов экономики? 

Наша компания предоставляет несколько классов систем для автоматизации логистических и производственных процессов в различных ценовых категориях. Поэтому наши заказчики – это компании самых разных направлений и размеров бизнеса. Это крупные логистические операторы, дистрибьюторские и производственные компании, интернет-магазины, и многие другие. Размеры – от международных концернов с тысячами сотрудников до индивидуальных предпринимателей с численностью персонала до 5 человек.

Что касается спроса, то сейчас основной интерес к автоматизации мы наблюдаем со стороны производственных компаний, пищевой промышленности, а также организаций, занимающихся металлообработкой и коммерческой грузопереработкой (3PL– операторы).

- У компаний уже есть понимание, что с помощью автоматизации можно улучшить логистику или все равно приходится рассказывать, что это такое, и убеждать?

Понимание того, что с помощью автоматизации можно повысить эффективность бизнес-процессов в логистике и создать некий задел конкурентоспособности на перспективу, с каждым годом возрастает. Но также существует большой процент компаний, которые приходят к этому пониманию лишь тогда, когда начинаются серьезные сложности.

Этот момент можно отчасти сравнить с медициной. Вылечить простудное заболевание на начальной стадии достаточно просто и незатратно. Но практически никто не обращается к врачу при простуде. Конечно, некий дискомфорт имеется, но жить с этим можно. Лишь в тот момент, когда простудное заболевание дает серьезные осложнения, приходит понимание того, что необходимо было обратиться за помощью к медикам раньше.

Практически аналогичная ситуация происходит и в сфере автоматизации. Существуют компании, которые заранее обращают свое внимание на возможности автоматизации, независимо от эффективности текущих бизнес-процессов, чтобы заложить еще больший задел конкурентоспособности на будущее. Они постепенно, и при этом регулярно, автоматизируют отдельные процессы, объединяя разрозненные «пазлы» в единую картину. Такой подход положителен еще и тем, что размер инвестиций в автоматизацию в данной ситуации будет относительно невысоким.

В случаях, когда компании начинают интересоваться данными вопросами только тогда, когда эффективность транспортной или складской логистики значительно снижена или находится в катастрофическом состоянии, размер инвестиций для исправления ситуации будет уже весьма и весьма существенным.

- Что чаще всего останавливает компании автоматизировать свои процессы?

Чаще всего, компании останавливают вопросы стоимости реализации проектов. Представляя затраты, которые понесет организация, несведущий менеджмент начинает оттягивать процесс автоматизации до «последнего», до того момента, когда состояние логистики в целом становится весьма плачевным. В итоге, для того, чтобы преобразовать текущее состояние в эффективную логистику уже требуются по-настоящему серьезные затраты.

В любом случае, ситуация с каждым годом улучшается, все больше компаний понимают, что вовремя сделанные шаги в сторону автоматизации, зачастую, самый доступный способ решить проблему.

- Автоматизацию можно проводить постепенно или нужно сразу делать комплексно? 

Комплексная автоматизация может быть и постепенной, и одномоментной. Если автоматизировать все процессы сразу, то это очень ресурсозатратно для любой компании. Постепенная автоматизация позволяет реализовать процессы с меньшими издержками, и плавно адаптироваться к каждому нововведению. Это очень большое преимущество.

На мой взгляд, гораздо доступнее и эффективнее проводить постоянные «профилактические обследования» и аудиты, которые позволят своевременно обнаружить сложности в логистических процессах и быстро их решить за счет постепенной, но комплексной и последовательной автоматизации процессов.

Также следует понимать, что постепенная автоматизация тоже не всегда уместна. В случаях, например, когда все процессы на складе неэффективны, а руководитель планирует внедрение только технологии адресного хранения, конечно, этого будет уже недостаточно.

Если это развивающаяся компания, которая понимает, что надо с чего-то начать, то в этом случае постепенная автоматизация будет весьма кстати. Можно начать с автоматизации отдельных процессов, например, внедрить адресное хранение, автоматическую идентификацию и прочее. То есть плавно развиваться, вместо того, чтобы одномоментно затрачивать большие инвестиции в масштабную автоматизацию.

- Если компания решила провести автоматизацию, то с чего нужно начать? Можете дать несколько советов для компаний по работе складского и транспортного отдела или их оптимизации? 

Если компания решила провести автоматизацию, то я бы рекомендовал начинать с самого простого – с проведения аудита. Он позволит понять, в каком состоянии находятся процессы, какие имеются проблемы, и что можно улучшить. На основе полученной информации можно сделать определенные выводы и уже приступать к процессам выбора решений для реализации проекта.

Если говорить про рекомендации для конкретных отделов, включая транспортную и складскую логистику, то прежде всего необходимо наладить процессы так, чтобы все отделы работали сообща.

Бывают фантастические случаи, когда, например, на склад приходят несколько автомашин с различными грузами без своевременного уведомления отдела складской логистики. В итоге, на складе просто недостаточно ресурсов для обработки пришедшей продукции. При этом, автоматизация такого склада, когда внутренние коммуникации между отделами не налажены приведет к тому, что компания попросту получит автоматизированный хаос.

С чего начать? С разработки сквозных бизнес-процессов, которые бы описывали не работу конкретного подразделения или отдела, а достижение заданного результата. Это будет первый серьезный шаг на пути к эффективной совместной работе множества сотрудников. Как пример, собирать заказы на складе гораздо проще, если знаешь, в каких рейсах они поедут – это дает возможность производить комплексный набор, и сократить трудозатраты в несколько раз.

 

 

© LogistiX, 2015
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2015


Комментарии на публикацию LogistiX: Автоматизация складской и транспортной логистики возможна в максимальной степени

Сегодня автоматизировать процессы транспортной и складской логистики сегодня возможно в максимальной степени. Вопрос лишь в том, как это реализуется. Можно применять множество систем раздельно, возможно и совместное их применение для получения должного синергетического эффекта.
Гость
Тема/заголовок:
Комментарий: