В связи с этим возросло количество запросов, которое мы сейчас получаем. Оно находится на том же уровне, что и в самые лучшие времена. Компании используют период затишья роста, и сниженные ставки консультантов, чтобы развить функциональность своих ERP-систем или осуществить полнофункциональный проект внедрения.
Доходность проектов, конечно же, уменьшилась, но наша цель всегда была в том, чтобы находиться рядом с клиентами как в хорошие, так и в плохие времена. Сейчас для наших клиентов не самые лучшие времена, мы это чувствуем. И когда вы находитесь со своим клиентом в тяжелые времена, это создает фундамент для дальнейшего развития и взаимной симпатии в хорошие времена. Мы понимаем сложность ситуации у наших клиентов. То, что мы готовы делать дополнительные скидки и предлагать наши услуги по более низким ценам, как я считаю, в долгосрочной перспективе себя окупит. Как говорил фельдмаршал Карл фон Клаузевиц, «стратегические просчеты нельзя компенсировать оперативными успехами».
Начиная с прошлого года, мы заметили интересную ситуацию. У нас появилось три типа потенциальных клиентов:
Одни клиенты, с которыми мы начинали работать в прошлом году, заявили: «
Извините, у нас кризис, мы должны отложить все инвестиции на неопределенное время».
Другие сказали: «
На дворе кризис, у нас уменьшилась скорость роста, поэтому у нас появилась возможность передохнуть и навести порядок в собственной компании. Нам нужна ERP-система».
А третьи говорят: «
Послушайте, сейчас кризис, нам нужно очень быстро реагировать на изменяющиеся условия, а у нас для этого нет адекватного инструмента. Давайте поговорим о том, как нам получить его в кратчайшие сроки».
И ведущие компании в своих отраслях используют новую экономическую ситуацию (в том числе, и сниженные дневные ставки консультантов), чтобы развить функциональность своих ERP-систем или осуществить полнофункциональный проект внедрения.
Цели внедрения ERP-системы, безусловно, во время кризиса изменились. Если раньше присутствовала больше имиджевая окраска и выход на IPO, то сейчас всё по-другому: на первый план выходит получение адекватного качественного инструмента для управления бизнесом.
Остальные цели, в общем, не изменились. Например, ритейл-компаниям по-прежнему важны повышение управляемости, увеличение объема продаж и оборота, снижение издержек, ускорение бизнес-процессов, оптимизация поставок и работы складов. Не менее важной задачей остается устранение зависимости от собственных программистов.
И в России и в остальных странах я наблюдаю одну тенденцию – розничные компании понимают, что конкуренция возможна, только если компании автоматизированы на должном уровне, и в их распоряжении есть современные информационные технологии. Например, будущее ритейла мне видится в конкуренции именно на основе ИТ: если у вас есть информация, вы можете очень оперативно реагировать на изменения на рынке и его потребности. Огромную роль в будущем будут играть технологии автоматической идентификации объектов RFID, поскольку благодаря им будет известна вся информация о предпочтениях и поведении клиентов. А с этой информацией компании точно будут знать – что нужно закупать, в каком объеме, какие цены предлагать потребителям и так далее. Именно компании, располагающие этими технологиями и информацией, станут победителями.
Что же касается нашей компании, то сейчас наша первоочередная задача, к выполнению которой мы уже приступили – расширение спектра услуг и привлечение новых клиентов как из тех отраслей, с которыми мы работаем традиционно (например, ритейл), так и из новых для нас – финансы, фармацевтика, телекоммуникации, государственные структуры.
Мы планируем предлагать нашим клиентам не только решения SAP, но и программные продукты других ведущих производителей решений для бизнеса. Как международная компания, мы стремимся привнести в Россию мировой опыт и в сфере консалтинга, и в плане продуктов.
Александр Низник
Генеральный директор CIBER Russia
© CIBER, 2009
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2009