Создаваемый процесс управления конфигурациями был в первую очередь направлен на решение следующих задач:
- учет ИТ активов;
- эффективное управление ИТ решениями;
- создание единого корпоративного стандарта на управление данными об ИТ инфраструктуре предприятий Группы СУАЛ.
Руководитель по информационным технологиям ОАО «СУАЛ-ХОЛДИНГ» Сергей Емельченков:
«Для того, чтобы обеспечить эффективное управление ИТ в масштабах всей Группы СУАЛ, нам было важно разработать и внедрить единые корпоративные ИТ стандарты и процессы управления ИТ. Мы решили использовать лучший мировой опыт и взять в качестве базы фундаментальные процессы ИТ Сервис-менеджмента (ITSM). Внедрение лучших практик было решено начать с процесса управления конфигурациями – таким образом мы планировали получить не только первый рабочий стандарт, но и детальный ответ на вопрос о том, чем предстоит управлять, а также возможность проактивно предупреждать различные сбои в работе сетей и оборудования».
В ходе проекта был разработан целостный процесс, включающий в себя весь цикл работ по управлению конфигурациями – определение требований ключевых потребителей информации к структуре и содержанию CMDB, разработку модели данных CMDB и правил учета, планирование и выполнение работ по идентификации, актуализацию данных CMDB, а также верификацию и аудит данных CMDB.
Процесс создавался с учетом существенной территориальной распределенности предприятий Группы СУАЛ. Для учета специфики удаленных предприятий в рабочую группу входили представители предприятий в городах Волгоград и Шелехов (Иркутская обл.). Представители этих предприятий принимали непосредственное участие в проектировании процесса (участие в семинарах посредством видеоконференций, согласование регламентов и процедур). В результате были выработаны совместные решения по процессу управления конфигурациями, первоначальной структуре CMDB и правилам учета, автоматизации процесса.
Создан комплекс уникальных технических решений по автоматизации процесса и смежных видов деятельности по управлению инфраструктурой. В частности:
1) внедрена система маркировки и инвентаризации оборудования с применением как хорошо известной технологии штрих-кодирования, так и инновационных решений на базе радиометок (
RFID);
2) система автоматизации процесса управления конфигурациями, созданная на базе специализированного продукта HP OpenView Service Desk 4.5, интегрирована с системой финансового учета mySAP, системой централизованного управления ИТ инфраструктурой на базе пакета LanDesk Management Suite, источниками данных по организационно-штатной структуре предприятий Группы СУАЛ (на базе MS Active Directory и СУБД Oracle);
3) создана гибкая система формирования комплексной отчетности по работе процесса с помощью сводных таблиц MS Excel и компонентов для доступа к ODBC-источникам данных MS Query.
Работы по запуску процесса были организованы в два этапа. На первом этапе был выполнен запуск процесса в Москве в управляющей компании «СУАЛ-ХОЛДИНГ». В ходе работ специалисты Заказчика получали навыки по запуску процесса, перенимали технологию планирования и организации работ по инициализации CMDB. На втором этапе был выполнен запуск процесса на Волгоградском алюминиевом заводе (филиале «ВгАЗ-СУАЛ»). Эти работы выполнялись в основном силами Заказчика под общим кураторством специалистом ИНЛАЙН ГРУП и IT Expert. Такая организация работ позволила полностью передать владение и управление процессом специалистам Заказчика, обеспечить их готовность к самостоятельному тиражированию процесса и технических решений на другие предприятия Группы СУАЛ.
В настоящее время созданная в ходе работ по запуску CMDB охватывает ИТ инфраструктуру ОАО «СУАЛ-ХОЛДИНГ» и филиала «ВгАЗ-СУАЛ». В CMDB включено оборудование, программное обеспечение, документация (частично) и объекты сетевой инфраструктуры. Всего под управлением процесса находится более 10 000 конфигурационных единиц.
Руководитель по информационным технологиям
ОАО «СУАЛ-ХОЛДИНГ» Сергей Емельченков:
«Мы довольны и полученными результатами, и тем, как была организована работа. Что хочется отметить особо – активное участие наших сотрудников в работах на всех этапах проекта. В итоге мы получили не только необходимый рабочий инструмент, но и профессиональную команду, готовую к решению новых задач».
© IT Expert, 2007
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2007