Успеть на поезд: кому и с чего начинать миграцию в облако

Снижение темпов развития российской экономики в полной мере успел ощутить на себе весь бизнес и, в том числе, ИТ-отрасль. В попытках сэкономить на обслуживании инфраструктуры все больше компаний обращаются за помощью к хостинг-провайдерам и размещают часть сервисов в облаках.

Но важно заметить, что облака – это не панацея от всех проблем и не единственно верный способ экономии. Перед уходом в облака важно проанализировать, насколько это решение релевантно для бизнеса, и составить подробный план подготовки к миграции. Последнее необходимо еще и потому, что перенос данных и систем в облако – процесс технически сложный. В случае ошибок он может повлечь за собой потерю данных и приостановку работы бизнес-сервисов. Чтобы это не произошло, работу необходимо поручать профессиональному и опытному провайдеру.

Облака выгодны тем компаниям, которые заинтересованы в оптимизации ИТ-процессов, разгрузке инфраструктуры и в экономии на ее обслуживании. Например, к облачным услугам часто прибегают российские представительства иностранных компаний. Их подталкивают к этому требованиями ФЗ № 152 «О персональных данных». Чтобы стартовать или продолжить свою деятельность в нашей стране, иностранной фирме необходимо перенести данные на территорию России, и сделать это проще всего с помощью облачного сервиса. Во-вторых, международные организации не стремятся наращивать штат в локальном офисе. Они ограничивают количество персонала до минимально возможного или вовсе не держат сотрудников. Вместо этого управляют большим количеством подрядчиков, один из которых предоставляет нужную инфраструктуру для бизнес- и клиентских сервисов и администрирует ее в формате управляемого сервиса.

Естественно, международными клиентами пользователи облачных услуг не ограничиваются. Российские заказчики используют ресурсы облачных провайдеров, чтобы модернизировать инфраструктуру, быстро запустить бизнес или проект, подготовиться к повышенным нагрузкам, создать гибкую и производительную среду для тестирования цифровых продуктов. Для этого провайдеры предоставляют целый спектр различных услуг: это как привычный IaaS и резервное копирование, так и обеспечение катастрофоустойчивости на базе active-active площадок (постоянно работающих дата-центров, на которые происходит моментальное переключение в случае форс-мажоров). При этом при размещении инфраструктуры и сервисов в облаке в аренду предоставляются лицензиии на ПО. Это выгоднее, чем покупка полного пакета софта для каждой машины.

Определившись с услугой, клиенты начинают задавать другой вопрос - как подготовиться к миграции и сделать ее максимально «безболезненной»?

Рассортируйте данные

Первым делом нужно определиться, какую информацию компания готова передать на обработку и хранение третьему лицу. При этом целесообразно выделить четыре основных категорий данных: общедоступные, служебные, конфиденциальные и секретные (например, коммерческая или государственная тайна). Это можно сделать как самостоятельно, так и при помощи экспертов облачного провайдера.

Аналогичную оценку нужно провести с внутренними и внешними сервисами компании. Таким образом, у вас появится четкое представление о том, что именно можно доверить провайдеру.

Оцените свою инфраструктуру

Многие компании грешат тем, что покупают железо без четкого понимания его потенциала, и львиная доля мощностей остается незадействованной. Либо же, напротив, становятся не готовы к динамичным нагрузкам, настигающим в праздничные дни (такое часто бывает у ритейлеров).

Рассчитайте соотношение стоимости инфраструктуры в периоды нагрузки как при самостоятельной обслуживании, так и при делегировании провайдеру. Внимательно изучите договор и сопоставьте возможности компании со спектром услуг облака. Целесообразно составить список системных требований к провайдеру и проанализировать, насколько полно будут использоваться компанией предлагаемые ресурсы и насколько инфраструктура компании уступает возможностям облачного сервиса.

Оцените провайдера

Перед миграцией лучше решить все вопросы «на берегу» и зафиксировать их в соглашении об уровне обслуживания. В нем мы рекомендуем не только расписать гарантии провайдера в части надежности инфраструктуры, максимальном даунтайме (то есть времени, в течение которого сервисы не смогут работать из-за профилактических работ) и уровней обслуживания. Необходимо отдельно прописать требования к персоналу: скорость его реакции, возможность подключения узкоспециализированных специалистов и вендоров в случае серьезных проблем, контакты облачной команды и телефоны ключевых сотрудников для оперативной связи.

Разработайте план миграции

Важно поэтапно расписать план перехода сервисов в облако с возможностью полного дублирования. Справедливо начинать с малого: например, переместите в облако внутренний ресурс или веб-сервис компании и проанализируйте, насколько его работа отвечает вашим требованиям (есть ли изменения для пользователя или сотрудников?). Это удобно еще и потому, что у многих провайдеров есть опция бесплатного тест-драйва облачной платформы в течение нескольких недель или месяца. Благодаря ей можно оценить качество сервиса перед «промышленным использованием» облака.

Если проблем с «тест-миграцией» не возникло, постепенно переводите остальные сервисы. Это позволит минимизировать технические заминки при миграции.

На этом же этапе стоит также пересмотреть архитектуру приложений, которые вы планируете разместить в облаке. Новые системы уже изначально проектируются для работы в облачной среде, чего нельзя сказать про традиционные сервисы. Чтобы и они работали столь же быстро и эффективно, нужно предварительно оптимизировать их. И лучше всего в этом случае прибегнуть к помощи провайдера, который предоставит услугу оптимизации приложения, его миграции и сопровождения под ключ.

Проверьте отказоустойчивость и корректность работы

Обязательно следите за работоспособностью инфраструктуры после миграции каждой из ее составляющих. Именно из-за спешки при переходе в облако повышается риск сбоя в работе системы, который некоторые предприятия ошибочно связывают с работой облаков.

Кроме того, спланируйте возможные периоды пиковой нагрузки и совместно с провайдером разработайте план Б на случай, когда вас нагонит час-пик.

Как правило, хостинг-провайдеры принимают участие в подготовке к миграции заказчика на каждом этапе – они тоже заинтересованы, чтобы сотрудничество проходило максимально эффективно для обеих сторон. Поэтому всегда обращайтесь за консультацией к своему провайдеру по поводу каждого из этапов подготовки к миграции.


 

Максим Березин
Директор по развитию бизнеса КРОК Облачные сервисы 


Комментарии на публикацию Успеть на поезд: кому и с чего начинать миграцию в облако

Гость
Тема/заголовок:
Комментарий: