12NEWS
SaaS

IaaS, PaaS, SaaS – перспективы платформ

В статье обсуждаются перспективы IaaS, PaaS, SaaS платформ.
IaaS, PaaS, SaaS – перспективы платформ
Максим Захаренко

В 1993 году окончил факультет Вычислительной математики и кибернетики МГУ

в 1990-х годах реализовывал онлайн-проекты компании Гарант

с 2000 по 2012гг. - Руководитель направления Parking.ru в компании «Гарант-Парк-Интернет»

c апреля 2012г. - Генеральный Директор компании «Облакотека»

Чем управляет клиент

Есть хорошая иллюстрация, демонстрирующая ключевые отличия между платформами IaaS, PaaS и SaaS.


Эти отличия заключаются в том, что чем больше ресурсов вы контролируете, тем большим объемом мероприятий вы вынуждены управлять. В IaaS вы можете сделать всё, что угодно, но это «всё» вы должны сделать, а затем поддерживать своими руками.  Соответственно, чем больше проблем по сопровождению вы отдаете провайдеру, тем меньше у вас «маневра» и тем больше вы попадаете в «прокрустово ложе» его технологий и предоставляемых вам возможностей.


Облачный сценарий  «Хостинг»

В настоящее время облачные платформы используют для двух основных сценариев.
Первый, и наиболее популярный сценарий, это размещение различных общедоступных web-проектов и интернет-сервисов (назовем его «хостинг»). Этот сценарий характеризуется требованиями к эластичности облачной платформы, необходимостью размещения больших данных, требованиями к балансировке нагрузки, необходимостью использовать технологию Content Delivery Network (CDN).

IaaS безусловно используется для сценария «хостинг», но для каких-то особых проектов, которые не могут по разным причинам быть реализованы на платформе PaaS, например, по причине большого унаследованного кода и т.п. SaaS тоже иногда используется в «хостинге», но, поскольку кастомизации в SaaS практически нет, то нет и уникальности интернет-сервисов. SaaS используется разве что для быстрого размещения простых web-решений (сервис типа wordpress.com).

Итак, для сценария «хостинг» наиболее перспективным представляется PaaS, поскольку речь идет о кастомизированной разработке интернет-сервисов. Правильная PaaS-платформа - платформа, максимально удовлетворяющая потребностям разработчиков. Это легко сказать, но сложно реализовать.
Разработчики пишут под разные среды и на разных языках. Предпочтения обычно «религиозные», то есть даже крупные вендоры уже прекратили попытки обращать разработчиков в «свою веру». Таким образом, PaaS платформа в идеале должна поддерживать все основные среды – PHP, .NET, С++, Java, Ruby on Rails, Python… и следить за модой.

Разработчики не всё пишут с нуля. Они хотят, и это естественное желание, использовать ранее созданные наработки без перекомпиляции или доработок. Вот с этой функцией у всех известных PaaS-площадок дела обстоят не очень хорошо.

Современные PaaS-площадки не дают достаточных средств отладки приложений и мониторинга нагрузки. Не всегда можно понять – это ошибка в коде, неверная конфигурация БД или просто реальная нагрузка. Также, существует проблема интеграции с существующими приложениями (как локальными, так и на других облачных площадках), открытости и функциональности API.

Вопросы качества все площадки так или иначе решают, то а вопрос доступности зарубежных PaaS-площадок будет стоять всегда и он не в технической сфере, а, например, в сфере государственного контроля и регулирования.

Тем не менее, PaaS платформы все эти вопросы постепенно решают и успешно развиваются.   Для сценария «хостинг» это самая перспективная тенденция. (12NEWS)


Облачный сценарий «ИТ»

Совсем другое дело размещение в облаках «ИТ-инфраструктур» и различных приложений для автоматизации предприятий (назовем этот сценарий «ИТ»). Этот сценарий не так часто используется в России и только набирает свою популярность. Какого типа площадки победят в борьбе за этот сегмент?
Начнем немного издалека и зададимся простым вопросом: можно ли в будущем автоматизировать предприятие «набором SaaSов», то есть можно ли превратить отрасль ИТ в commodity (сырье), в простое действие доступное любому менеджеру или руководителю бизнеса? Каждый из современных SaaS-сервисов автоматизирует небольшой круг вопросов: или CRM, или бухгалтерия, или безопасность или коммуникации. Но предприятие не может так функционировать, необходимо, чтобы данные о платежах учитывались в CRM и, желательно, чтобы были единые системы авторизации пользователей обеспечения безопасности. Существуют попытки выработки стандартов интеграции, но эта тема ещё не стала общей тенденцией и непонятно станет ли. Наоборот, крупные вендоры (Google, Microsoft), по примеру Apple, пытаются замкнуть и никого не пускать в свои облачные экосистемы. Первоначальный опыт внедрения Office 365 в России тоже показывает, что технически прекрасное, интегрируемое решение всё равно не идет само по себе. Станут ли бизнес-процессы в компаниях в ближайшей будущем стандартизироваться так, что можно будет автоматизироваться «набором SaaSов», неизвестно.

Поэтому в обозримой перспективе в основе автоматизации компаний будет лежать всё тот же Active Directory от Microsoft, 1C с «толстым» клиентом,  firewall для контроля и чистки трафика и ещё несколько самописных систем, а значит единственным вариантом для размещения такого рода систем будет хороший правильный IaaS. Что такое правильный IaaS?

Сценарии «ИТ», как ни странно, требуют совсем других облачных свойств, чем сценарии «хостинга». Им, обычно, не нужна эластичность, потому что нагрузка работников на ИТ-инфраструктуру достаточно стабильна. В таких сценариях не нужно считать всё-всё по мере использования (тики процессора, операции I/O и т.д.) – это только затрудняет ответ на вопрос «какой бюджет выделить на ИТ». В компаниях хорошо прогнозируется объем данных и все неограниченные файловые хранилища просто не востребованы. Внутренние системы никогда не DDoSят, зато нужны продвинутые средства защиты рабочих мест и передачи данных (VPN, антивирусы и т.д.) и, конечно, нужны различные возможности обеспечения непрерывности бизнеса.

Отсюда и основные требования к IaaS-площадкам: самостоятельное управление уровнем от операционной системы и выше, SLA, гарантии конфиденциальности, гарантии получения данных клиентом при расставании, гибкое управление конфигурациями виртуальных машин и сетями, возможность построения гибридного облака, управление размещением виртуальных машин. Площадка, также, должна обладать рядом необходимых функций, которые сложно или не интересно поддерживать клиенту самостоятельно: межсетевой экран, VPN, резервное копирование, мониторинг, дистрибутивы – всё это может быть доступно в «как сервис» у провайдера.

 

«Его величество» ИТ-шник

Вместо заключения хочется сказать, что всеобщее мнение о возможности непосредственной автоматизации конечного клиента вендором понемногу развеивается. У любой компании есть либо в штате, либо приглашенный ИТ-специалист, который, фактически и формирует решения по автоматизации. Попытки облачных провайдеров обойти и ликвидировать этот слой наталкивается на яростное сопротивление со стороны ИТ-сообщества, что при отсутствии реальной альтернативы в виде «набора SaaSов», ведет к фактическому бойкоту этих облачных площадок. Например, Microsoft с марта 2013 включил Office 365 в свой стандартный канал так, что его внедрение стало интересно партнерам и интеграторам. Облачным провайдерам значительно перспективнее искать ключи к ИТ-специалистам, делать сервис интересным и выгодным для них, делать из ИТ-шника союзника и формат IaaS наиболее удовлетворяет этим интересам.

 

Максим Захаренко
©12NEWS.RU

Опубликовано Просмотров: 8250
Статистика Открыть ссылку в новом окне
В Яндекс Печатная версия
Комментарии на публикацию IaaS, PaaS, SaaS – перспективы платформ