Лабораторные информационные системы и системы управления производствомПлатные аналитические обзоры решений и технологийWhite Paper

Кризис и управление бизнес-процессами 2009

Кризисное состояние экономики привело к заметному росту интереса российских компаний к процессному подходу и управлению бизнес-процессами. В нынешней экономической ситуации компании озабочены прежде всего сокращением издержек и повышением эффективности деятельности.
Кризис и управление бизнес-процессами 2009
Аналитическое исследование IDS Scheer Россия и страны СНГ по результатам 2009 года.


Введение



Это аналитическое исследование, посвященное процессному управлению и соответствующему инструментарию, служит очередным шагом по оценке перспектив российского рынка управления бизнес-процессами (BPM). Его цель – показать основные тенденции процессного управления в российских компаниях за прошедший год. Сбор первичной информации, как и в прошлый раз, выполнен с помощью анкетирования участников Форума ARIS 2009, проходившего в конце октября 2009 года. Ограничение: данное аналитическое исследование не претендует на полноту анализа рынка и статистическую верность результатов, а ставит задачи обозначить основные тенденции в области управления бизнес-процессами.



Рост интереса к процессному управлению



Одним из следствий кризиса стал заметный рост интереса к процессному управлению среди российских компаний. Если в прошлом году в подобном аналитическом исследовании «Управление бизнес-процессами в 2008 году – тенденции и перспективы» приняло участие 80 респондентов, то в этом году их число превысило 180. И сам форум ARIS собрал в два с лишним раза больше участников, чем год назад. Как и в предыдущем исследовании, респонденты в большинстве своем представляли крупные компании, принадлежащие нефтяному, энергетическому, банковскому, телекоммуникационному и ритейловскому секторам. Процессное управление, несмотря на сложность его внедрения, является на настоящий момент единственным инструментом оптимизации деятельности компании. Поэтому многие компании используют его в той или иной степени. Точнее, степени могут быть две: партизанщина, когда BPM-инициативы появляются в разных подразделениях независимо, и организация в компании специального процессного подразделения (процессного офиса) для централизованного управления бизнес-процессами. Опрос показал, что в большинстве компаний (50+24%) такие подразделения уже созданы или находятся в стадии формирования. Правда, 3% респондентов заявили о расформировании процессных подразделений в их компаниях. Это, так сказать, другая сторона влияния кризиса. Как правило, это происходит в тех случаях, когда работа такого подразделения сводится только к описанию бизнес-процессов без дальнейшей их оптимизации. Разумеется, в такой ситуации руководство компании, вопрошая: «Ну и что дают ваши модели?», решает сэкономить на процессном отделе и разгоняет его. Источник: IDS Scheer, 2009 (erpnews.ru/company141.html) Год назад о наличии процессного подразделения в компании сообщили порядка 70% участников форума ARIS. Но повторим, что в этом году форум был гораздо многолюднее, поэтому в абсолютных цифрах компаний с процессным офисом стало гораздо больше (на 160%). Как показывает практика, наиболее простой способ внедрения процессного подхода – определение объекта управления через описание бизнес-процессов. Главное при этом – не остановиться на описании, а перейти к анализу и оптимизации процессов. Ответы респондентов показали, что некоторые компании уже закончили описание процессов, но большинство еще ведет масштабное описание или описывает процессы от случая к случаю. Лишь 11% отметили, что в их компаниях описанием процессов никто не занимается. Источник: IDS Scheer, 2009 (erpnews.ru/company141.html)



Зрелость процессного управления в российских компаниях



Один из способов оценки компаний с точки зрения уровня внедрения в них процессного управления – оценка процессной зрелости. Она проведена по шкале, предложенной аналитической компанией Gartner. Анализ ответов респондентов на этот тест показывает: большинство российских компаний сейчас понимают, что процессный подход является средством повышения эффективности (1-й уровень зрелости), при этом многие уже знают отдельные процессы и даже занимаются их периодической оптимизацией (2-й уровень зрелости). Впрочем, активность компаний в области внедрения процессного подхода сильно зависит от отрасли. Так, компании банковского, энергетического, телекоммуникационного сектора уже активно используют элементы процессного управления и специализированные BPM-системы для управления бизнес-процессами, что делает их лидерами по процессной зрелости. Источник: IDS Scheer, 2009 (erpnews.ru/company141.html) Если сравнивать полученные результаты по оценке зрелости с исследованием прошлого года, то серьезных изменений в цифрах не видно. Это лишнее свидетельство тому, что говорить о процессном подходе легко, а вот внедрить его в компании не всегда так просто, как кажется.



Контроллинг бизнес-процессов



В этом году в рамках исследования впервые был задан отдельный вопрос по контроллингу бизнес-процессов и технологиям его внедрения. Обнаружилось, что многие компании вообще не контролируют свои бизнес-процессы, а в качестве инструмента процессного контроллинга безусловным лидером выступает MS Excel, а также собственные разработки. Но есть уже и компании, которые используют для контроллинга бизнес-процессов специализированные инструменты класса Business Intelligence и Business Activity Monitor. Источник: IDS Scheer, 2009 (erpnews.ru/company141.html) Отрадно, что есть уже ненулевой процент ответов по поводу применения специализированных приложений Process Intelligence, используемых для контроллинга бизнес-процессов. Мы начали продвигать эту тему (под названием «Контроллинг 24») только в феврале этого года, и выполнено уже несколько пилотных проектов по внедрению PI-инструмента ARIS Process Perfomance Management в компаниях нефтяной и телекоммуникационной отрасли. Около 100 участников нынешнего форума заявили о желании провести пилотный проект с ARIS PPM. Это важный результат, поскольку PI, восстанавливая все варианты фактического выполнения бизнес-процесса в компании, дает возможность сразу приступить к анализу и оптимизации процесса, минуя стадию его описания.



Критичность процессов



Анализ критичности процессов для бизнеса компании позволил выявить серьезный интерес к управленческим процессам – стратегическое планирование, планирование и бюджетирование, контроллинг. Эти результаты хорошо коррелируют с прошлогодними, за исключением одного – существенного роста значимости процесса планирования и бюджетирования. Похоже, компании вышли из режима «тушения пожара» и возвращаются в «штатный режим», пересматривая приоритеты финансирования и усиливая контроль за эффективностью выполняемых изменений. Приоритет № 2, как и в прошлом году, у производственных процессов, а также у технического обслуживания и ремонта оборудования. Поддержка устаревших производственных мощностей и планирование их замены – ключевая проблема российских предприятий. Источник: IDS Scheer, 2009 (erpnews.ru/company141.html) В аутсайдерах по критичности находится маркетинг, управление заказами на обслуживание и сервисные процессы. И это странно, ведь именно эти процессы отвечают за качество взаимодействия с клиентами и их удовлетворенность. По-видимому, это такая российская специфика.



От описания процессов к контроллингу



Анализируя интерес к конкретным направлениям BPM, можно отметить очередное, хотя и небольшое, снижение интереса к теме описания процессов. А вот интерес к контроллингу бизнес-процессов растет: от 36% в прошлом году до 47%. Повторим, что процессный контроллинг – это более действенный путь к оптимизации бизнес-процессов. Источник: IDS Scheer, 2009 (erpnews.ru/company141.html) Варианты использования описания бизнес-процессов остались фактически теми же, как и в прошлом году. Совершенствование и регламентация – вот основные задачи, для которых создаются модели процессов. Источник: IDS Scheer, 2009 (erpnews.ru/company141.html)



Инструменты описания и анализа бизнес-процессов



Фактически идентичны с прошлогодними результаты рейтинга инструментальных средств, используемых для описания бизнес-процессов. Среди участников форума ARIS безусловный лидер, разумеется, платформа ARIS. Однако независмые исследования тоже показывают ее лидерство среди крупных российских компаний. Далее – как всегда: MS Visio и MS Office. Впрочем, любопытно будет посмотреть, как будет воспринят вышедший недавно бесплатный ARIS Express. Он выпускался как раз для того, чтобы занять место Visio. Источник: IDS Scheer, 2009 (erpnews.ru/company141.html) В этом году мы анализировали интерес к различным модулям платформы ARIS. В тройку лидеров выбились следующие модули: • ARIS Business Architect – инструмент для описания и анализа процессов; • ARIS Express – бесплатное средство моделирования процессов; • ARIS Process Perfomance Manager – средство для контроллинга бизнес- процессов. Ничего неожиданного в этом нет, как и в низком интересе к продуктам, связанным с UML и SOA. Отметим проявленный интерес к еще одной новинке – ARIS Process Governance. Это workflow-приложение предназначено для автоматизации работы процессного офиса и управления изменениями бизнес-процессов. Источник: IDS Scheer, 2009 (erpnews.ru/company141.html) В целом, основной BPM-тренд – смещение интереса с описания процессов к их контроллингу. И за счет этого более активная деятельность по совершенствованию бизнес-процессов и всей деятельности компании. Именно это приносит быстрый и ощутимый бизнес-эффект, который требуется компаниям сейчас в первую очередь. Андрей Коптелов, Игорь Пичугин, ©IDS Scheer Россия и страны СНГ


Комментарии на публикацию Кризис и управление бизнес-процессами 2009