АВАКОР заменил сложную систему взаимоувязанных файлов MS Excel, не позволяющих в должной мере выстроить эффективное взаимодействие между подразделениями компании и обеспечить взаимозависимость рисков, контрольных процедур и аудиторских мероприятий.
«АЛРОСА» – крупнейшая публичная компания в алмазодобывающем секторе, которая ведет свою деятельность как в ряде регионов России, так и за ее пределами и объединяет более 30 тысяч специалистов. В целях соответствия нормам российского законодательства в сфере корпоративного управления, а также для оценки надежности и эффективности системы управления рисками и внутреннего контроля в компании представлены подразделения – Управление внутреннего аудита, Отдел риск-менеджмента и Отдел внутреннего контроля и комплаенса.
Для повышения эффективности работы подразделений по направлениям риск-менеджмента, внутреннего контроля и аудита было принято решение внедрить единую специализированную систему. В результате открытого конкурса был выбран АВАКОР, а исполнителем проекта стала компания «Диджитал Дизайн».
Предложенное и реализованное решение позволяет в значительной степени автоматизировать вспомогательные процессы внутреннего аудита (планирование, проведение и анализ итогов), риск-менеджмента (согласование паспортов рисков, проведение переоценки, документация случаев реализации рисков) и внутреннего контроля (документация контрольных процедур, планирование и подведение итогов тестирования). АВАКОР включает модули, которые обеспечивают интеграцию между данными процессами и поддерживают возможность применения риск-ориентированного подхода к аудиторским проектам.
В части автоматизации внутреннего аудита сотрудникам стали доступны следующие функции: планирование аудиторской деятельности; формирование и актуализация риск-ориентированной модели аудита; составление годового плана работ управления внутреннего аудита с учетом ресурсного планирования; проведение полного аудиторского цикла аудиторских мероприятий; формирование отчетности о выполнении плана работы и результатах деятельности (статистика по количеству, видам, трудозатратам, основные выводы и рекомендации, статус исполнения по ним); осуществление мониторинга исполнения плана корректирующих мероприятий: формирование и актуализация модели компетенций сотрудников управления внутреннего аудита.
В части автоматизации управления рисками реализованы следующие функции: идентификация рисков (формирование первичных паспортов); анализ рисков; оценка рисков (первичная, актуализация оценок, автоматизированная количественная оценка); управление реестром рисков (корпоративной базой рисков); разработка мероприятий по управлению рисками (формирование плана мероприятий/контрольных процедур); мониторинг; отчетность по исполнению мероприятий; отчетность о случаях реализации рисков/инцидентов; учет взаимосвязей факторов, рисков и последствий (с отображением в виде интерактивного отчета/диаграммы Галстук-бабочка, дерева связей); подготовка отчетности.
В данный момент специалисты «Диджитал Дизайн» осуществляют расширенную техническую поддержку внедренного решения.
Яна Ясакова, заместитель начальника управления внутреннего аудита АК «АЛРОСА» (ПАО):
«АВАКОР обеспечил в нашей компании единое информационное пространство, объединяющее в себе структурированные массивы данных для интегрированной работы, а также стал единой системой планирования аудиторских процедур, оперативного отслеживания рисков/мероприятий. До этого у нас не было подобной системы, поэтому отсутствовала возможность выстраивания эффективного взаимодействия между подразделениями компании с учетом взаимозависимости рисков, контрольных процедур, аудиторских мероприятий. Уже сейчас можно отметить выгоды от внедрения системы, выраженные в повышении качества проведения аудитов/ проектов за счет применения единых стандартов и шаблонов, создания единого информационного пространства. Стоит отметить работу специалистов «Диджитал Дизайн», которые проявили максимальное внимание к деталям, с высоким уровнем компетенций и вовлеченности в проект обеспечили внедрение системы. В рамках текущей поддержки на высоком уровне обеспечивают доработки системы с учетом наших инициатив в развитии функции».
Александр Калашников, начальник отдела риск-менеджмента АК «АЛРОСА» (ПАО):
«У нас очень сильно разнились подходы по работе с различными типами рисков и отсутствовала единая система организации информации. Проработка решения со стороны специалистов «Диджитал Дизайн» позволила объединить все реестры рисков в едином месте хранения и структурировать бизнес-процессы по их актуализации. Данный функционал впервые прорабатывался на базе АВАКОРа, и мы довольны тем, как было выстроено взаимодействие с командой подрядчика. В дальнейшем мы планируем развивать и дорабатывать систему таким образом, чтобы и внешние пользователи (владельцы рисков) смогли включиться в процесс управления рисками в своих бизнес-процессах».
© Digital Design, 2022
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2022