Управление оперативное и стратегическое, ERP и CPM

Информатизация российских предприятий идет неоднородно, что вполне естественно. Одни участки деятельности и управления автоматизируются в первую очередь, другие – во-вторую и т.д. Но несколько неожиданно то, что в настоящее время поддержка средствами ИТ деятельности топ-менеджмента многих российских предприятий -- а это прежде всего стратегическое управление – значительно отстает от уровня ИТ-поддержки оперативного управления этими же предприятиями.
Управление оперативное и стратегическое, ERP и CPM
Эта ситуация только на первый взгляд выглядит парадоксально. ИТ-инфраструктура большинства отечественных предприятий в 1990-х гг., в период “лоскутной” автоматизации, формировалась хаотично, программные продукты приобретались по мере осознания острой необходимости в них для решения конкретных задач. Естественным результатом такого подхода стал “зоопарк” приложений со множеством локальных баз данных разного формата. Эффективность такого “зоопарка” в целом была невысока, в частности из-за того, что даже просто собрать в одно место (хранилище данных) и привести к единому виду данные из этих приложений для анализа зачастую оказывалось весьма сложным делом. И даже будучи собранной, эта информация, как правило, была неполной и фрагментарной, что существенно затрудняло ее анализ.

Но в конце ХХ столетия начался процесс замены этих “зоопарков” комплексами интегрированных многофункциональных приложений, в первую очередь класса ERP (Enterprise Resources Planning, планирование ресурсов предприятия). Полномасштабное внедрение ERP-систем и других интегрированных комплексов позволило в значительно большей степени, чем ранее, автоматизировать текущую деятельность организаций и оперативное управление ими, причем как на уровне бизнес-процессов отдельных подразделений, так и на уровне сквозных бизнес-процессов, которые выполняются рядом подразделений предприятия. Внедрение этих систем также в основном решает и проблему полноты данных для анализа и тем самым создает предпосылки для эффективного использования систем поддержки управления современным предприятием на базе аналитических технологий и хранилищ данных, а именно такие системы и нужны сегодня топ-менеджерам. Баз данных стало значительно меньше, но зато информации в них — намного больше.

Но в то же время для поддержки деятельности топ-менеджеров предприятий по-прежнему используется стихийно сложившийся в этой области свой “зоопарк” приложений с базами данных разных форматов. Хотя часто основным, а то и единственным ИТ-инструментом анализа даже на этом уровне остается MS Excel.

Логическим шагом в этой ситуации представляется переход от такого “зоопарка” к комплексу интегрированных аналитических приложений.

Концепция CPM



В условиях рыночной экономики стратегическое управление предприятием в значительной степени можно определить как управление эффективностью его бизнеса. Соответствующая концепция называется CPM (Corporate Performance Management) или BPM (Business Performance Management) — управление эффективностью бизнеса (подробнее об основных ее понятиях см., например, статью “Системы управления эффективностью бизнеса для российских банков”, PC Week/RE, № 26/2006, с. 23--24).

Иногда концепцию CPM относят к области тактического управления, полагая, что “… На стратегическом уровне преобладают экспертные решения. В значительной части они основаны на укрупненных тенденциях рынка, опыте и знаниях руководителей высшего звена. Число показателей невелико, поэтому сложность модели незначительна. Возможности для оптимизации незначительны, так как решения носят концептуальный и жизненно важный характер.” (Управление эффективностью страхового бизнеса (reglament.net/ins/finmng/2005/2/statya.htm)). В этом случае: “…существует тактический уровень управления, предназначенный для связи стратегии с ее исполнением. Этот уровень характеризуется горизонтом показателей деятельности, как правило, от месяца до года. Уровень детализации на несколько порядков выше, чем на стратегическом уровне. Фактически показатели должны быть детализированы настолько, чтобы на их основе можно было принимать решения на уровне исполнения.”
Но на практике такой тактический уровень чаще всего относят все-таки к стратегическому управлению.

Назначение и состав CPM-комплектов



Целостная и полная реализация концепции CPM проще всего достигается при использовании комплекса интегрированных аналитических приложений, который определяют как CPM-комплект.

Важно подчеркнуть, что концепция CPM и представление о CPM-комплекте не являются изобретением аналитиков Gartner и других исследовательских компаний. В данном случае они сформулировали то, что уже фактически, хотя и не в полной мере, сформировалось на практике.

Применительно к CPM-комплектам определение “CPM” является “зонтичным”, то есть если не все, то многие приложения CPM-комплектов, точнее их функциональные аналоги, существовали до появления такого определения. Эти приложения выпускались как отдельные программные продукты, работающие со своими форматами данных. И эти же продукты входили в “зоопарк” приложений, который поддерживал деятельность топ-менеджмента.
Что же дает переход от набора отдельных, разобщенных аналитических приложений к комплексу функционально таких же, но интегрированных приложений?

Прежде всего такой переход значительно упрощает консолидацию данных для анализа. Ведь у каждого из разобщенных приложений есть своя база данных со своими структурами и форматами данных и для формирования этой базы необходим свой, особенный процесс консолидации данных. Интегрированные же приложения CPM-систем работают с единым хранилищем данных и для его пополнения нужен один или несколько унифицированных процессов консолидации данных. В целом преимущества интегрированного комплекса приложений в сравнении с набором разобщенных приложений с точки зрения ИТ-подразделения очевидны.

Но основные достоинства интегрированного комплекса CPM-приложений определяются тем, что различные процессы и методики управления предприятием значительно легче реализовать, если задействовать такой комплекс и его хранилище данных, а не набор разобщенных приложений.
В настоящее время при осуществлении стратегического управления предприятием, как правило, используются ключевые показатели эффективности (KPI — Key Performance Indicators) и при этом часто применяется методология сбалансированных показателей BSC (Balanced ScoreCard). Основные CPM-комплекты включают приложения для поддержки реализации этой методологии (scorecard applications).

При всей важности нефинансовых показателей в рамках BSC финансовые показатели в условиях рыночной экономики остаются главными для анализа и принятия решений топ-менеджерами и владельцами предприятий. Поэтому все CPM-комплекты включают аналитические финансовые приложения, используемые для стратегического (и оперативного!) управления (далее -- по Gartner):
- системы бюджетирования, планирования и прогнозирования (budgeting, planning and forecasting);
- приложения оценки (моделирования) и оптимизации прибыльности (profitability modeling and optimization);
- средства формирования бухгалтерской и финансовой отчетности (statutory and financial reporting).
Непременным приложением CPM-комплекта является система консолидации финансовых данных (financial consolidation), то есть их сбора из разнообразных источников, проверки, преобразования, агрегирования и загрузки в хранилище данных, с которым работают аналитические приложения CPM-комплекта. Исходные данные могут быть сформированы в разных валютах, в соответствии с различными стандартами бухгалтерского учета (РСБУ, US GAAP, ...), согласно требованиям разных регуляторов и т.д., что обуславливает сложность процесса финансовой консолидации.



Рис. 1 Консолидация данных и консолидированные отчеты



На практике под финансовой консолидацией часто понимают не только сбор финансовых данных, но и получение консолидированных отчетов, характеризующих различные аспекты деятельности предприятий. Для решения этой задачи могут быть задействованы все CPM-приложения.

Разработчики CPM-комплектов



Исследовательская фирма Gartner в своем “магическом квадрате”, посвященном CPM и опубликованном в конце 2005г., разделила поставщиков CPM-инструментов на три группы – это разработчики базовых аналитических (BI, business intelligence) систем, ERP-комплексов и отдельных CPM-приложений.

В первой группе выделяются компании Cognos и Hyperion Solutions. Компании этой группы в последнее время активно приобретают небольшие фирмы, специализирующиеся на разработке отдельных CPM-приложений, и, объединяя эти приложения со своими продуктами по консолидации данных и созданию хранилищ данных, OLAP-инструментами и средствами получения отчетности, формируют свои CPM-комплекты. Последнее сообщение на эту тему: компания BusinessObjects, купившая в прошлом году фирму SRC Software, в минувшем сентябре приобрела компанию Armstrong Laing Limited (торговая марка ALG Software).
Некоторые разработчики ERP-комплексов выпускают также и CPM-комплекты. Особенность их подхода — обеспечение легкой консолидации данных из своих ERP-систем в хранилище данных CPM-комплекта и/или даже реализация прямого доступа CPM-приложений к базам данных ERP-систем.

Так, компания SAP AG предлагает модуль Strategic Enterprise Management (SEM) для поддержки стратегического управления предприятием. Этот компонент аналитики Gartner относят к классу CPM, но он, однако, не продается отдельно, а предлагается только в составе системы mySAP ERP.
Корпорация Oracle, поставщик ERP-системы Oracle E-Business Suite, выпускает отдельно от нее комплект Oracle CPM. Вячеслав Кукшев из компании “Борлас” отмечает, что в Oracle CPM включены развитые средства интеграции с модулями Oracle E-Business Suite, кроме того, инструменты Oracle класса ETL (Extraction, Transformation, Load — извлечение, преобразование, загрузка) позволяют консолидировать данные из разнообразных источников. Эти возможности были использованы при внедрении Oracle CPM в нескольких крупных холдингах, причем в одном случае среди источников не было Oracle E-Business Suite. Но корпорация Oracle наращивает эту функциональность, летом нынешнего года она объявила о включении в состав Oracle CPM концентратора финансовых данных Oracle Financial Consolidation Hub.

На российском рынке CPM/BPM-систем помимо вышеперечисленных компаний выделяется московская фирма InterSoft Lab, предлагающая BPM-систему на основе собственных базовых инструментов OLAP-анализа и консолидации данных.

CPM в России



Основная особенность рынка CPM в России заключается в том, что в настоящее время это почти исключительно рынок отдельных CPM-приложений и только во вторую, если не третью, очередь — рынок CPM-комплектов.

По оценке Вячеслава Кукшева из “Борлас” и Юлии Амириди из InterSoft Lab, в России насчитывается не больше ста внедрений полнофункциональных CPM-комплектов, в несколько раз больше внедрений с частичной функциональностью CPM-комплекта, причем чаще всего это набор разрозненных приложений. И намного больше внедрений единичных приложений, относимых к CPM.
Если учесть, что большинство крупных и средних предприятий России уже внедрили интегрированные ERP-комплексы, то утверждение, приведенное в начале данной статьи о сравнительном отставании уровня ИТ-поддержки стратегического управления на российских предприятиях, становится очевидным.

Заключение



Что же является причиной сравнительного отставаниия уровня ИТ-поддержки стратегического управления на российских предприятиях?
Один консультант компании “Борлас” указал, что да, внедрений больших, полнофункциональных ERP-систем в России уже сотни. Но сколько из них полнофункциональны, насколько полно средствами ERP-системы автоматизированы все, или хотя бы большинство, сторон управления предприятием?
Ведь в Oracle E-Business Suite более 100 модулей и компонент, с применением которых можно автоматизировать все или почти все аспекты управления современным предприятием. Но у нас внедрение считаются полнофункциональным уже при 10-20 модулях и вряд ли есть внедрение с 50 модулями …
На это можно возразить, что, очевидно, для многих предприятий вполне объективно и не нужно 50-100 модулей. А что касается CPM, то основные данные для него предоставляет финансовый блок модулей ERP-системы. А этот блок практически всегда внедряется.

Другой консультант отметил, чтобы что-то поддерживать софтверной системой, нужно, чтобы объект поддержки был понятен и тем, кто его использует, и тем, кто внедряет систему. В случае оперативного управления предприятием в принципе так и есть. А вот в случае стратегического управления современными, как правило, частными предприятиями не так …
Проблемы стратегического управления сейчас вызывают очень большой интерес, особенно в связи со вступлением в ВТО. Отмечается, в частности, что одной из основных причин невысокой конкурентноспособности российских предприятий является качество стратегического управления.

Чтобы стратегическое управление было эффективно, оно должно быть проработано методически и организационно. И адекватно поддержано со стороны ИТ, прежде всего CPM-комплектом. Но первична все-таки проработанная постановка стратегического управления, без нее удачного внедрения CPM-комплекта не будет, да и потребности в таком комплекте нет.

Хотел бы остановиться на еще одном аспекте в связи с CPM, а именно на смешивании и противопоставлении CPM и BI (см., например, “Тенденции рынка CPM и BI – сходства и различия”. Это противопоставление, на мой взгляд, носит схоластический характер. Что касается BI, то нужно разделять базовые BI-технологии, такие как OLAP, Data Mining, и аналитические (BI) приложения, построенные, как правило (но не исключительно!), на основе этих базовых технологий для различных предметных областей. Некоторые такие аналитические приложения используется для оперативного управления, другие же аналитические приложения применяются для стратегического управления в составе CPM-комплектов или автономно.

Реально стратегическое управление строится и на целях, задачах, и на фактах, и т.д. И в реальных CPM-комплектах, по крайней мере некоторых, есть приложения, поддерживающие соответствующие методики. В этом смысле CPM и BI уже смешиваются.

Алексей Резниченко
12NEWS©

© Галактика, 2006
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2006


Online/авто
Опубликовано
Просмотров: 17800
Статистика Открыть ссылку в новом окне

Комментарии на публикацию Управление оперативное и стратегическое, ERP и CPM

Информатизация российских предприятий идет неоднородно, что вполне естественно. Одни участки деятельности и управления автоматизируются в первую очередь, другие – во-вторую и т.д. Но несколько неожиданно то, что в настоящее время поддержка средствами ИТ деятельности топ-менеджмента многих российских предприятий -- а это прежде всего стратегическое управление – значительно отстает от уровня ИТ-поддержки оперативного управления этими же предприятиями.
Гость
Тема/заголовок:
Комментарий: