27 марта 2025 года компания «Деснол» проведет первую в России практическую конференцию «ТОиР 4.0: опыт, тренды, перспективы». Участники разработают план развития ремонтной службы и оптимизации ТОиР, а также узнают о главных трендах отрасли.
В условиях санкций, дефицита запчастей и растущих затрат на ремонты российские промышленные предприятия вынуждены пересматривать свои подходы к техническому обслуживанию и ремонту (ТОиР) оборудования. Многие из них сталкиваются с ростом затрат и незапланированных простоев, а также нехваткой квалифицированных кадров. Однако те, кто уже начал внедрять современные технологии и системный подход к управлению ТОиР, подтверждают, что даже в сложных условиях можно находить новые точки роста бизнеса и достигать поставленных целей. Об этом рассказал Денис Труфакин, директор Центра экспертизы ТОиР Деснола, российского разработчика и интегратора автоматизированных систем для бизнеса и производства.
Тренды, которые меняют отрасль
С уходом западных производителей оборудования и изменением логистических цепочек российские предприятия столкнулись с необходимостью пересмотра системы закупок. Запчасти, которые раньше доставлялись за несколько дней, теперь приходится ждать неделями, а их качество не всегда соответствует ожиданиям. Это приводит к увеличению аварийных запасов и росту затрат на ТОиР.
Одновременно с этим набирают популярность цифровые технологии. Промышленный интернет вещей (IIoT), цифровые двойники, системы предиктивной аналитики и машинное обучение становятся не просто модными словами, а реальными инструментами для повышения эффективности управления активами. Однако их внедрение требует не только финансовых вложений, но и квалифицированных кадров, которых сегодня катастрофически не хватает.
А это одна из самых острых проблем отрасли. Спрос на инженеров и техников, способных работать с современным оборудованием и цифровыми системами, растет, но рынок труда не успевает за растущими потребностями бизнеса. Многие компании сталкиваются с тем, что, даже внедрив передовые технологии, они не могут поддерживать их в актуальном состоянии из-за нехватки знаний и опыта у сотрудников. В этой ситуации возникает целый ряд болевых точек, которые выделяют эксперты Деснола, российского центра практической экспертизы по цифровой трансформации ТОиР, опираясь на свой опыт работы с промышленными компаниями.
Боли руководителей ТОиР: что мешает развиваться?
По мнению Дениса Труфакина, не редко службы ТОиР вынуждены работать в режиме постоянного «тушения пожаров». Вместо превентивного обслуживания, они занимаются частыми внеплановыми ремонтами. Это приводит к росту затрат, снижению надежности оборудования и увеличению простоев. При этом бизнес требует развития, а вместе с ним должны расти объемы производства: оборудование начинает работать на пределе своих мощностей, а ресурсов на его обслуживание и поддержание в работоспособном состоянии не хватает.
Кроме этого, из-за отсутствия четкого планирования и контроля бюджеты на ТОиР могут расходоваться неэффективно. Средства уходят на экстренные ремонты вместо инвестиций в модернизацию и профилактику. В условиях растущих планов производства и ограниченных ресурсов руководители ТОиР вынуждены искать способы оптимизации затрат на обслуживание и ремонты, чтобы не увеличивать себестоимость продукции.
«Сегодня многие предприятия сталкиваются с одними и теми же вызовами: дефицит кадров, проблемы с поставками запчастей, рост затрат на ремонты. Однако те компании, которые уже начали внедрять системный подход к управлению ТОиР, демонстрируют впечатляющие результаты. Наш опыт показывает, что даже в условиях ограниченных ресурсов можно добиться значительного роста эффективности, — говорит Денис Труфакин, директор Центра экспертизы ТОиР компании «Деснол».
Как работать в новых условиях?
Когда компетентных инженеров и технических специалистов не хватает, компании важно сосредоточиться на обучении и развитии внутренних ресурсов. Внедрение цифровых инструментов, таких как системы предиктивной аналитики, может частично компенсировать нехватку специалистов, автоматизируя часть процессов. Если же речь идет о запасных частях, когда сроки доставки увеличены, а их качество не всегда соответствует ожиданиям, то в этом случае важно оптимизировать управление запасами, а также использовать системы мониторинга оборудования и прогнозирования отказов для своевременного обслуживания.
Кроме того, в условиях турбулентности на внешних рынках не редко случается, что инвестиционные программы в новое оборудование замораживаются. В таких условиях ключевым моментом становится эффективное использование действующих мощностей. Регулярный мониторинг состояния оборудования, в том числе с помощью 1С:ТОИР КОРП, и своевременное обслуживание позволяют избежать незапланированных простоев.
Но самое главное, на чем важно сконцентрировать внимание службам ТОиР, по мнению Дениса Труфакина — это на расстановке приоритетов. В условиях ограниченных ресурсов невозможно решить все проблемы сразу. Необходимо сфокусироваться на ключевых задачах, которые принесут наибольший эффект. Например, либо сокращать количество незапланированных простоев, либо снижать затраты или управлять запасами. Главное — действовать системно и последовательно.
Таким образом, анализируя основные проблемы, с которыми сталкиваются промышленные компании, Деснол пришел к выводу о необходимости проведения в этому году первой практической конференции в сфере управления техническим обслуживанием и ремонтом оборудования, активами и надежностью «ТОиР 4.0: опыт, тренды, перспективы». Главная цель события — сформировать экспертное сообщество и погрузить участников в продуктивную профессиональную среду, чтобы разобрать проблемные зоны каждой компании, определить план развития ремонтных служб и найти новые точки роста.
Особое внимание
Особое внимание на конференции будет уделено тем компаниям, штат ремонтных служб которых содержит от 50 до 200 человек. По мнению Дениса Труфакина, именно такие предприятия сталкиваются с рядом специфических проблем. Например, в условиях ограниченных ресурсов и большого количества срочных задач ремонтные службы могут пытаться решать все проблемы сразу. Нередко это ведет к тому, что инициативы доводятся не до конца, а ключевые проблемы остаются нерешенными. Преодолеть их можно было бы с помощью дорожной карты развития ремонтных служб, но для ее создания не всегда хватает знаний, компетенций или опыта.
Самым сложным является вопрос обоснования инвестиций. Технические специалисты в небольших компаниях не всегда могут объяснить необходимость инвестиций в ремонты и модернизацию на языке, понятном финансовым службам. В результате — бюджеты режут, а вместе с этим — ухудшается ситуация в обслуживании оборудования. Поэтому в программе конференции акцент будет сделан на практические инструменты и расчет показателей, которые специалисты служб ТОиР могут использовать в своей работе для обоснования и оценки эффективности принимаемых решений.
Например, одним из ключевых элементов программы конференции станет обсуждение OEE (Overall Equipment Effectiveness) — общей эффективности оборудования. Этот показатель позволяет оценить, насколько эффективно используется оборудование, и выявить основные потери: простои, снижение скорости производства и брак. Участники узнают, как рассчитать OEE для своего предприятия, выявить и минимизировать основные потери, а также использовать этот показатель для обоснования инвестиций в модернизацию и ремонты.
Также в рамках конференции будет рассмотрена тема эффективного управления персоналом и оптимизации трудозатрат в условиях дефицита кадров. Участники узнают, как мотивировать сотрудников, повысить их квалификацию и при этом не выйти за рамки бюджета, получат формулы, которые позволят определить зоны оптимизации, приоритизировать ремонтную деятельность на основе матрицы оценки эффективности и разработать обоснованный план развития ТОиР.
В программе конференции примут участие независимые эксперты и практики, с которыми участники конференции смогут обсудить актуальные вопросы в рамках четырех зон развития — оптимизации трудозатрат и затрат на ТОиР, управления запасами, повышения надежности и отдачи от активов. Своим опытом поделятся генеральный директор АО «Череповецкий фанерно-мебельный комбинат» Илья Радченко, руководитель технического департамента группы компаний «Агропромкомплектация» Илья Мещеряков, директор по развитию ремонтов Кемеровского АО «Азот» Алексей Сулин, независимый эксперт и практик, издатель «Надежной книги» Константин Зырянов, а также руководитель проекта автоматизации ТОиР компании «Сумитек Интернейшнл» Сергей Лобанов.
На конференции также пройдет презентация новых инструментов Деснола, которые дополняют экосистему 1С:ТОИР и позволяют использовать EAM-решение 1С:ТОИР КОРП с акцентом на решение конкретных задач предприятий. Среди них — КПЭ (или механизм управления ключевыми показателями эффективности), лимит затрат (для более точного планирования запасных частей), анализ коренных причин отказов, планирование останов по плану производства и ресурсное планирование.
«Конференция «ТОиР 4.0» — это уникальная возможность для руководителей технических управлений, ремонтных и эксплуатационных служб, главных инженеров и главных механиков получить рабочие инструменты и разработать готовый план развития своей ремонтной службы. В отличие от других мероприятий, где основное внимание уделяется теоретическим докладам, мы делаем акцент на практику и ожидаем, что каждый участник уйдет с пониманием, как реализовать полученные знания в своей компании», — отмечает Денис Труфакин.
© Деснол Софт, 2025
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2025