Рынок логистики и ЭДО. Стратегия лидеров

По прогнозам специалистов, рынок внутрироссийских грузоперевозок в 2017 году ожидает определенный передел в пользу крупных компаний. Причина главным образом кроется в политике властей, касающейся изменения механизмов налогообложения.
Рынок логистики и ЭДО. Стратегия лидеров

Введение нового налога, так называемого Платона, в совокупности с повышением тарифов на топливо, акцизов, транспортным налогом и введением тахографов послужили отправной точкой всероссийской забастовки дальнобойщиков, которая началась 27 марта 2017 года. Дополнительные поборы вынуждают водителей большегрузов, ИП и малые компании, имеющих собственный транспорт, уходить с рынка транспортных услуг и даже менять род деятельности.

В сложившихся условиях крупному бизнесу необходимо искать новые пути снижения издержек, которые не окажут влияния на качество оказываемых услуг и позволят укрепить позиции на рынке. Одно из решений – автоматизация документооборота между участниками отрасли и их клиентами. О том, с какими проблемами сталкиваются представители рынка логистики в своей повседневной деятельности, и как электронный документооборот помогает их решить, поговорим в наших статьях.

Рынок транспортных услуг и основные игроки

Главная цель бизнеса на рынке грузоперевозок это своевременная доставка продукции с минимальными издержками. Оперативность и качество доставки зависят от грамотно организованного процесса перевозки. Заказчик может воспользоваться услугами транспортных, экспедиционных и логистических компаний. Но учитывая, что в России сегодня нет единой общепризнанной классификации игроков рынка логистики, можно запутаться как в терминологии, так и в предоставляемых услугах. Даже сами компании, называя себя «транспортно-логистическими», оказывают только услуги по перевозке. Чтобы вам было легко ориентироваться в терминах, давайте наведем в них порядок.

Основная задача логистики – продвижение товара и услуг от производителя к потребителю. Включает в себя подбор упаковки, упаковывание товара, выбор транспорта, выстраивание оптимального маршрута, организацию промежуточного хранения и многое другое.

Экспедирование предполагает сопровождение перевозимого груза, поиск подходящей спецтехники, оформление необходимых документов. Экспедиторы, в первую очередь, отвечают за доставку груза.

Транспортная логистика –представляет систему организации доставки товара из начальной в конечную точку с минимальными затратами, выстраиванием оптимального маршрута и подбором складов на пути следования груза.

Условно на рынке логистики можно выделить трех основных игроков:

1.   Транспортные компании (ТК) – занимаются перевозкой грузов, чаще всего работают на региональных и международных направлениях. Их задача – доставить продукцию в указанное клиентом место в заранее оговоренные сроки.

Транспортные компании чаще всего владеют транспортом и сдают его в аренду транспортно-экспедиционным и логистическим организациям, а также могут осуществлять перевозки самостоятельно.

2.   Транспортно-экспедиционные компании (ТЭК) так же организуют перевозку грузов, выступают посредниками между клиентом и перевозчиком, помогают в поиске исполнителя и транспорта, оказывают экспедиционные услуги (сюда также относятся онлайн-площадки для поиска водителей и груза).

Основные перевозчики на рынке – транспортно-экспедиционные компании. Не удивительно, что именно они – лидеры рынка логистики. ТЭК работают со множеством ТК и имеют возможность предоставить необходимый транспорт в тот момент, когда это бывает необходимо. Соответственно ТЭК имеют возможность оказывать широкий спектр услуг, включая страхование, сопровождение, охрану груза, а также хранение и оформление необходимых документов.

На начальном и конечном пунктах перевозки существуют операции, выполнение которых, по действующим правовым положениям, не входит в обязанности перевозчика, а осуществляют их грузоотправитель или грузополучатель. В то же самое время виды услуг, оказываемые ТЭК в рамках договора транспортной экспедиции, явно прописаны и делятся на две группы.

П    Основные услуги: прием груза на складе, доставка, погрузка-выгрузка, сопровождение, маркировка, выдача груза получателю, оформление перевозочных документов, уплата пошлин и информирование клиента о местоположении груза на всех этапах перевозки.

П    Вспомогательные операции: упаковка грузов, таможенные операции, консультации, длительное хранение, перевалка на другие виды транспорта, составление справок, снятие копий с документов и т.д.

3.   Логистические компании оказывают услуги по транспортировке, обработке и, самое главное, по хранению грузов.

В отличие от остальных логистические компании могут проводить в интересах клиента распределение товара до конечного потребителя – от складирования и распределения товара по торговым точкам до поиска клиентов. По этой причине они становятся выгодными партнерами для организаций, планирующих расширять рынки сбыта, снижать себестоимость товара за счет минимизации затрат на доставку. Хорошая логистическая компания может заменить аналогичную службу предприятия и обеспечить полную логистическую цепочку от производителя до потребителя.

Логистические компании также могут выступить в роли арендатора транспорта у ТК, однако это не означает то, что у них не может быть своего транспорта.

Что обеспечивает лидерство на рынке?

На долю транспортно-экспедиционных компаний приходится около 70-80% всего рынка логистики. Для того, чтобы удержаться и укрепить свои позиции, необходимо оптимально распределять ресурсы, выявлять узкие места и выстраивать работу таким образом, чтобы на выходе получать полностью удовлетворенного потребителя.

В интересах ТЭК – своевременно доставить груз и получить вознаграждение от грузоотправителя. Оплата происходит только после представления оригинала товарно-транспортной накладной, основного документа по перевозке. Зачастую эта процедура затягивается, как следствие, получение денежных средств откладывается не на один день.  Чтобы ускорить выплату вознаграждений, бизнесу необходимо искать пути оптимизации именно этих процессов. Первым шагом для ТЭК может стать переход на электронный обмен документами с контрагентами. Благо инструменты для этого уже существуют. Так, специальное отраслевое решение для транспортных компаний, которое предлагает сервис Synerdocs, позволяет избежать перечисленных выше издержек и оптимизировать процесс обмена документами с участниками логистического рынка.


В этой статье мы посмотрели на рынок логистических услуг, выделили лидера (транспортно-экспедиционные компании), обозначили одну из главных его проблем – длительное получение оплаты за оказанные услуги, и предложили вариант ее решения. В следующих статьях вы узнаете, что еще ТЭК могут сделать для наиболее быстрого получения вознаграждения, какие особенности законодательства существуют в сфере транспортных перевозок, порядке оформления и представления основных сопроводительных документов, и как все эти процессы можно упростить.

 

Автор: Алиса Муратова, аналитик Synerdocs

© Synerdocs, 2017
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2017


Комментарии на публикацию Рынок логистики и ЭДО. Стратегия лидеров

По прогнозам специалистов, рынок внутрироссийских грузоперевозок в 2017 году ожидает определенный передел в пользу крупных компаний. Причина главным образом кроется в политике властей, касающейся изменения механизмов налогообложения.
Гость
Тема/заголовок:
Комментарий: