Вы никогда не задавались вопросом, что будет, если завтра в Вашей компании исчезнут все должностные инструкции?
Не ошибусь, если предположу, что большинство ответов будут примерно следующего характера:
1. Ну и что, у меня и так по ним никто не работает!
2. Ну и что, у меня их попросту нет!
3. Ну и что, у меня много других регламентирующих документов!
Все вышеуказанные ответы сводятся к мысли: я просто хочу, чтобы мои люди хорошо выполняли свою работу!
Вы определились к какому варианту ответа больше всего близка ситуация в Вашей компании?
А теперь давайте рассмотрим каждый ответ в отдельности и попробуем сформулировать общий рецепт для "просто хорошей работы Ваших сотрудников".
Ответ №1: Ну и что, у меня и так по ним никто не работает!
Причин, по которым Ваши сотрудники не работают по должностным инструкциям, может быть несколько:
Что можно сделать, чтобы перебороть эту ситуацию?
Для того чтобы в должностных инструкциях был описан актуальных функционал сотрудников, в работу по их созданию целесообразно вовлечь непосредственных руководителей сотрудников, т.к. именно они могут сформулировать основные функции и связь основных задач сотрудника с существующей в компании системой мотивации.
Во избежание быстрого устаревания должностных инструкций не увлекайтесь детализацией, вместо этого можно либо приводить задачи, которые сотрудник в данной должностной единице должен решать, либо делать ссылку на регламентированные бизнес-процессы, в которых сотрудник участвует,.Например, сотрудник финансовой службы "участвует в процедуре оценки стоимости услуги в соответствии с имеющимся в компании описанием / регламентом".
Теперь, когда должностные инструкции актуальны, осталось не забыть их довести до сотрудников.
Здесь неспроста упомянут популярный в последнее время термин "бизнес-процесс", т.к. с точки зрения процессного подхода к управлению в компании актуальный функционал отдельно взятого сотрудника, есть не что иное, как перечень процедур, выполняемых данной должностной единицей во всей совокупности бизнес-процессов компании. Многие сейчас могут возразить, что далеко не все процессы в компании поддаются формализации, и это правда, например, все, так называемые обеспечивающие процессы (ИТ-поддержка, управление персоналом, юридическое, административное обеспечение) как таковыми процессами не являются, но их можно представлять в виде, например, набора услуг, которые эти подразделения предоставляют другим подразделениям компании. Но дальше предлагаю не углубляться, эта тема многогранная и, несомненно, очень интересная, поэтому заслуживает как минимум отдельной статьи.
Ответ №2: Ну и что, у меня их попросту нет!
А Вы в этом уверены? Дело в том, что, несмотря на отсутствие упоминания должностной инструкции в Трудовом кодексе, этот документ в компании необходим как минимум для закрепления взаимоотношений работодателя и работника в разделе трудовые права и обязанности сотрудника и его ответственность за те или иные действия.
А в последнее время должностная инструкция, ко всему прочему, является еще и неотъемлемой частью комплекта документации для проверяющих органов.
Поэтому, должностные инструкции могут храниться либо в бухгалтерии, либо в кадровой службе, и скорее всего, они также далеки от реальности, по причинам, указанным в предыдущем абзаце.
Кстати, почему же так происходит, почему такой функциональный инструмент управления не пользуется популярностью среди современных компаний? Должностные инструкции появились как инструмент управления на предприятиях в индустриальную эпоху, и использовались как средство, обеспечивающее конвейерную работу, неизменную во времени (Генри Форд - научная организация труда). Одна из основных задач компаний сейчас - изменяться, подстраиваясь под изменения рынка и окружающей среды. Т.о., должностные инструкции сейчас - это демотиватор персонала, т.к. не выполняет своей задачи - подсказывать, что делать и закреплять ответственность.
Ответ №3: Ну и что, у меня много других регламентирующих документов!
Если это Ваш ответ, поздравляем - Ваша компания двигается по одному из путей эффективного достижения поставленных бизнес целей, т.е. по пути сокращения затрат на оперативное управление деятельностью сотрудников, а как известно, наименьшее количество управленческих усилий тратится на хорошо структурированную деятельность.
Но вспомните, сколько раз в Вашей компании возникало противоречие между регламентными документыми, а кто-нибудь в Вашей компании следит за тем, чтобы написанное на бумаге отражало текущее состояние дел в компании? И таких "НО" можно еще насобирать несколько десятков.
Не забуду упомянуть здесь и проблему "зарегламентированности деятельности", многие, кто пошел по пути формализации и регламентации своей деятельности с этим столкнулись, когда каждый шаг сотрудника буквально "обвешен" различными инструкциями и порядками. И это другая крайность, которая, как и в случае полного отсутствия правил и порядков ведет к снижению или полной потере управляемости при изменении внешней среды.
Не плодите у себя массу регламентных документов, обратите на пользу себе тот инструмент, который по умолчанию должен быть у Вас в компании. Тем более, что нигде не указывается, как именно должностная инструкция может быть использована.
И здесь опять не грех упомянуть про процессный подход: если деятельность Вашей компании в той или иной степени формализована, Вам не составит особого труда собрать должностную инструкцию отдельно взятого сотрудника из процедур уже описанных бизнес-процессов (как конструктор из деталей).
Мы рассмотрели все варианты ответов, и выяснили, что для хорошей работы Ваших сотрудников:
Итак, что же нужно сделать, чтобы заставить Ваши должностные инструкции работать?
1. Привлечь созданию должностных инструкций непосредственных руководителей, это позволит более четко сформулировать круг задач, прав и ответственности сотрудника, а также увязать их с системой мотивации.
2. Избегать излишней детализации описания функций, вместо этого в должностной инструкции описать задачи, решаемые сотрудником и перечень регламентированных процедур, в которых сотрудник участвует, для этого ввести в практику компании регулярную деятельность по описанию бизнес-процессов. Наш опыт показывает, что такой путь наиболее сбалансирован и эффективен, т.к. он с одной стороны дает актуальную и непротиворечивую информацию о круге задач, прав и ответственности сотрудника, с другой, обеспечивает готовность компании к приходу проверяющих органов.
3. Изменить подход к описанию деятельности сотрудников, опираться не на единичные функции сотрудника, а на описание процедур, выполняемых этим сотрудником в бизнес-процессах компании. А также использовать современные технологии, которые позволяют оперативно изменять описания бизнес-процессов и, следовательно, должностные инструкции.
4. Разделить должностные инструкции на части:
Антуан де Сент-Экзюпери писал "Если вы хотите построить корабль, не стоит созывать людей, чтобы идти в лес валить деревья, распиливать их и затем сшивать полученные доски. Вместо этого научите их мечтать о море", но если у Вас это на данный момент не получается, воспользуйтесь короткими рецептами приведенными в данной статье и у Вас найдется время на творчество.
© Креативные бизнес-технологии, 2011
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2011