Результаты работы круглого стола «ИТ-инфраструктура банка: создание и управление»

12 июля 2007 года был проведен круглый стол «ИТ-инфраструктура банка: создание и управление». Основными темами обсуждения стали возможные векторы ИТ-инвестиций игроков отрасли с точки зрения физической «оснастки» развивающегося бизнеса. В мероприятии приняли участие представители российских банков, а также поставщики ИТ и телекоммуникационных решений для финансового сектора.
Банковский сектор опережает большинство отраслей российской экономки по доле ИТ-затрат, осуществляемых всеми предприятиями — 11,5% против 3%, которые составляют долю торговли, или около 5% — добывающей промышленности и электроэнергетики. В последние три года (2004-2006 гг.), при продолжающейся и даже усиливающейся тенденции физического сокращения сектора, затраты на ИТ здесь растут, что свидетельствует о второй волне информатизации. При этом структура ИТ-расходов банковского сектора отличается несколько завышенной долей затрат на АО (61% против 52% по экономике в целом).

Различные аспекты построения эффективных ИТ-инфраструктур, их поддержки, а также управления в банковском секторе стали темами обсуждения на круглом столе. Формат мероприятия предполагал, помимо рассмотрения в докладах вопросов и проблем общерыночного характера, представление проектов, реализованных в конкретных банках.

В частности, несколько кейсов, с точки зрения использования современных подходов к эффективному управлению ИТ, представил Сергей Романов, руководитель направления ИТ- консалтинга и инфраструктурных решений Amphora Group.

В рамках приведенных примеров ставились следующие задачи — минимизация простоя в работе сотрудников, быстрое решение проблем и предоставление бизнесу информацию для оперативного управления. Господин Романов отметил необходимость построения эффективной модели взаимоотношений банковского бизнеса и ИТ на базе четкой регламентации, разработанных оценок на основе SLA, а также связи показателей KpI.

Об особенностях реализации телекоммуникационных проектов для Банка России, Среднерусского Банка Сбербанка РФ и «Межтопэнергобанка» рассказал Алексей Рубаков, начальник отдела маркетинга, «Центральный Телеграф». В условиях современного рынка, когда ни одно предприятие не может обойтись без адекватной телекоммуникационной инфраструктуры, есть все предпосылки для постоянного развития инфраструктуры связи, а значит — увеличения своих расходов на эту статью. С другой стороны, по мере развития технологий телекоммуникационные услуги дешевеют, что создает новые вызовы для операторов, стимулируя их к разработке инновационных сервисов. Сегодня оператор предлагает банкам, помимо построения корпоративных сетей передачи данных с резервированием (голос, видео и собственно данные), размещение оборудования на своих технологических площадках, организацию call-центров с «красивыми номерами» и подключением телефонных потоков по оптоволокну, все более дешевый и быстрый интернет, а также варианты многоадресных рассылок документов.

Из «тяжелых» инфраструктурных решений банки традиционно с интересом относятся к центрам обработки данных (ЦОД). В числе их основных задач, Даниил Плитман, директор центра компетенции Unix технологий компании «Линкс», указывает консолидированное хранение и обработку данных, предоставление пользователям прикладных сервисов, а также обеспечение функционирования корпоративных приложений. К организационным преимуществам этих решений традиционно относится снижение общей стоимости владения, быстрая внедряемость корпоративных приложений и повышение управляемости.

Александр Старыгин, начальник отдела подготовки технических решений НР, отметил, что в процессе эволюции ЦОД к настоящему моменту набрана критическая масса изменений, которая позволяет говорить о появлении нового поколения этих решений. Их большую эффективность обеспечивают инновационные технологии — консолидация, виртуализация, балансировка загрузки, отказо- и катастрофоустойчивость и др., а основу взаимодействия в схеме «бизнес — ЦОД» сегодня составляют сервисы. В целом же структура ИТ-затрат бизнеса, по мнению г-на Старыгина, требует смещения фокуса от техподдержки к инновациям. В частности, долю инфраструктурных инноваций, которую НР оценивает в 5%, планируется увеличить до 10%, а долю инноваций в приложения — с 23% до 45%. При этом должна сократиться доля поддержки приложений с 30% до 15%, а доля поддержки инфраструктуры — с 42% до 30%.

Другим вектором дискуссии в рамках круглого стола стал электронный документооборот. Николай Пестерев, руководитель проектов внедрения Directum,определяет решения этого класса как платформу для инфраструктуры, связывающую системы и сотрудников.

Алексей Осотов, менеджер по продуктам отдела маркетинга компании «Электронные Офисные Системы», согласен, что это одна из ключевых технологий в условиях сегодняшних реалий, когда 80% информационных ресурсов предприятий сосредоточено в документах. На примере реализованных проектов автоматизации делопроизводства в Центральном Банке РФ, банках «Возрождение» и «Петрокоммерц», г-н Осотов приводит перечень преимуществ от использования электронного документооборота, в том числе повышение скорости принятия решений и их исполнения; реальное управление работой с документами; экономия значительных материальных и временных ресурсов; а также снижение зависимости от персонала — носителей технологических знаний по оформлению и учету документов. Косвенные же эффекты подобных проектов выражаются в повышении прозрачности управления, контроле исполнительской дисциплины и общем повышении качества работы банка.

Наконец, важнейший аспект поддержки ИТ-инфраструктуры банка — обеспечение ее безопасности. По мнению Бориса Скородумова, исполнительного директора института банковского дела АРБ, отечественные финансовые структуры пока не готовы обсуждать вопросы информационной безопасности, как и открыто признавать сам факт существования таких проблем. Более того, по мнению г-на Скородумова, до сих пор нет четкого определения самого термина — «информационная безопасность». Говоря же о стандартах Банка России, ориентированных на обеспечение ИБ банковской системы РФ, он обращает внимание на некоторое расхождения в целях — Центробанка («обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы») и кредитных организаций («извлечение прибыли как основная цель деятельности). Две разные цели, соответственно, предполагают и две разные архитектуры.

В завершении круглого стола обозначились те темы, которые в наибольшей степени волнуют CIO российских банков сегодня. Как оценить и минимизировать риски, как управлять ресурсами (Asset management), как эффективно организовать работу Service-desk, как обеспечить надежную связь и бесперебойность работы банка — «горячие» вопросы, от решения которых зависит активно развивающийся банковский бизнес.

© Галактика, 2007
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2007



Опубликовано
Просмотров: 8315
Статистика Открыть ссылку в новом окне

Комментарии на публикацию Результаты работы круглого стола «ИТ-инфраструктура банка: создание и управление»

12 июля 2007 года был проведен круглый стол «ИТ-инфраструктура банка: создание и управление». Основными темами обсуждения стали возможные векторы ИТ-инвестиций игроков отрасли с точки зрения физической «оснастки» развивающегося бизнеса. В мероприятии приняли участие представители российских банков, а также поставщики ИТ и телекоммуникационных решений для финансового сектора.