ERP для сектора услуг: выбор между узкофункциональными приложениями и ERP системами

С конца 90-х поставщики систем планирования ресурсов предприятия (ERP), которые изначально ориентировались на потребности производственных компаний, начали постепенно расширять функциональность, чтобы также обеспечивать нужды и непроизводственных предприятий. Является ли ERP для сектора услуг чем-то новым? Или это ERP для автоматизации производственной деятельности с урезанными возможностями?
ERP для сектора услуг:  выбор между узкофункциональными приложениями и ERP системами

К 2000-му году, когда объем внедрений ERP для производственной отрасли сократился, главные поставщики ERP, некоторые крупные вендоры перенаправили усилия для продаж интегрированных решений на рынках вертикальных решений для сервис-ориентированных предприятий, включающих предприятия здравоохранения, правительственные организации, образовательные учреждения, банки, страховые компании и другие сервисные предприятия.

Сегодня вендоры ERP-систем активно продвигают специализированную и проектно-ориентированную функциональность своих решений в область услуг. В отличие от привычных для потребителя распространенных решений с ограниченной функциональностью, такие системы обеспечивают полностью интегрированную, зрелую систему работы с внутренними операциями (back-office), изначально разработанную для производственных отраслей.

Следовательно, возникает вопрос: является ли ERP для сектора услуг чем-то новым? Или это ERP для производств с урезанными возможностями?

С точки зрения вендора, ответы на такие вопросы будут отличаться в соответствии с тем, по какую сторону ERP вы стоите. С одной стороны, поставщики ERP утверждают, что ERP для услуг является хорошо разработанным ПО, настроенным для отрасли услуг, для которой оно предназначено. С другой стороны, многие поставщики ИТ-решений для услуг (такие как профессиональные услуги, здравоохранение, правительство, финансовые услуги) продвигают для соответствующих областей свой опыт в области и вертикальные решения, разработанные с нуля. Следовательно, предприятия сферы услуг сталкиваются с проблемой определения: какие поставщики лучше удовлетворяют их потребности в функционале.

[Перепечатка материалов 12news.ru разрешается только с предварительного согласования с редакцией или автором. Если вы читаете этот материал на другом ресурсе, пожалуйста, сообщите нам об этом editor@12news.ru]
 

Определение ERP для услуг


Основная разница в функциональности между лучшими ИТ-решениями для услуг и ERP для услуг – это модули внутренних операций. ERP для услуг представляют полную функциональность как для транзакционных (или операционных) модулей, так и для проектно-ориентированных модулей сервисных организаций. Однако лучшие ИТ-решения для услуг обычно работают только с функциональностью, специализированной для конкретной отрасли. Некоторые поставщики могут включать часть внутренних операций, а другие могут поставлять только вертикальную функциональность, которая интегрируется с другими ERP системами или финансовыми пакетами.

 


В результате есть две категории поставщиков решений для сервисных организаций:

1. Вендоры отраслевых решений или приложений: решения поставщика концентрируются, в основном, на профессиональных сервисных организациях и нацеливаются на рынок среднего и малого бизнеса (СМБ). Эти предложения отличаются по охвату и глубине, и поставщики стремятся охватить основные ключевые вертикальные рынки. В зависимости от поставщика отличаются бизнес-модели: ПО может поставляться клиентам в виде ПО-как-услуга (SaaS) и в виде лицензионной модели.

2. Вендоры решений для сектора услуг: обычно это традиционные поставщики ERP, которые дают полное интегрированное решение с полной функциональностью внутренних операций. Т.к. они дают клиентам полную транзакционную и операционную функциональность, их предложения стремятся быть более широкими. В дополнение к проектно-ориентированной функциональности некоторые поставщики представляют профессиональным сервисным организациям, ERP для поставщиков услуг обеспечивают полностью интегрированной операционной функциональностью для непроектных организаций, к примеру, для сектора здравоохранения или для государственного сектора.


ERP для сферы услуг:

Внутренние операции Сектор услуг  
Управление персоналом Модули здравоохранения  
Закупки Модули распределения  
Финансы Модули государственной деятельности  
Управление взаимоотношениями с клиентами Модули высшего образования  
Бизнес-аналитика Модули финансовых услуг  
Управление знаниями Модули гостиничного бизнеса  
  Модули некоммерческих организаций  
  Модули профессиональных услуг  


ERP для реализации стратегии предприятия сферы услуг


Оценивая решения для сервисных организаций, предприятия должны понимать свою бизнес-стратегию. Небольшие сервисные организации предпочитают лучшие распространенные решения из-за их ценовой доступности и умения легко объединяться с существующей инфраструктурой ИТ. Обычно небольшие сервисные организации пользуются только бухгалтерским или финансовым пакетами, которые предоставляют модули внутренних операций, и пытаются найти специализированное для отрасли решение. На их взгляд, это решение должно обеспечивать требуемой функциональностью, чтобы полностью автоматизировать бизнес-процесс. Несмотря на то, что в этом случае начальные вложения могут быть меньше, уровень интеграции между этими системами может отличаться в зависимости от приложения (включая уровень связи элементов данных, использование режима обработки данных в реальном времени и использование фоновых процессов).

Более того, встроенная интеграция, предлагаемая поставщиками, обычно ограничена количеством финансовых систем, пакетов управления взаимоотношения с клиентами (CRM) и инструментами управления проектом. Следовательно, пользователям нужно быть очень внимательными при подборе решения, которое удовлетворит их бизнес требования полностью.

Для компаний, которые ищут интегрированное решение, поставщики ERP расширили предложения, включив проектно-ориентированную и отраслевую функциональность вместе с широкими возможностями внутренних операций. Однако для крупных поставщиков ERP остается проблема поставки лучших отраслевых возможностей, т.к. многие из таких предложений были разработаны позднее (и во многих случаях затянуты в архитектуру ERP, хотя были разработаны исключительно для производства). Хотя с такими интегрированными системами обычно меньше проблем, многие из данных поставщиков, вероятно, не обеспечат тот же уровень глубины и охвата, что и их конкуренты, работающие с лучшими решениями. Тем не менее, поставщики ERP в целом сильнее в поставке финансовых и бухгалтерских возможностей и более опытны в обслуживании рынка средних и крупных предприятий.


ERP для услуг: движение за пределами производства


ERP для сервисных организаций могут быть разделены на две категории: проектно-ориентированные организации, и транзакционные или операционные организации.
Проектно-ориентированные организации попадают под прицел систем автоматизации профессиональной деятельности (PSA) и требуют стандартных модулей бизнеса, предлагаемых решениями PSA, таких как: возможности для активного управления временем, отчетности по издержкам, планирование ресурсов, управление ценными бумагами и управление проектами.

Однако ERP для сервисных организаций требуют функциональности только для операционных или транзакционных целей. Вертикальные рынки (такие как здравоохранение, высшее образование, правительственная деятельность, финансовые услуги, гостиничный бизнес, и некоммерческие услуги) попадают в категорию ERP для услуг благодаря поставке преимущественно транзакционных или операционных услуг (хотя эти отрасли могут подчас требовать проектно-ориентированную функциональность).

Эти рынки требуют, чтобы стандартная функциональность внутренних операций (к примеру, управление персоналом HR, HRM и финансовые модули FI) взаимодействовала с нуждами, специфическими для отрасли. Следовательно, многие поставщики ERP разработали интегрированные системы, которые предлагают конечные решения для различных вертикальных рынков. Хорошие примеры растущих отраслей услуг, куда стремятся поставщики ERP решений:
 


1. Здравоохранение:
Поставщики предлагают специализированную функциональность в управлении патентами, порталами здравоохранения, и в управлении клиническими или медицинскими документами.

2. Государственный сектор:
Многие поставщики ERP предлагают специализированную функциональность в управлении собственностью, активами, управлении коммунальным хозяйством и управлении строительством, а также в управлении взаимоотношениями с гражданами.

3. Финансовые услуги:
Поставщики предлагают банковские системы и системы страхования для работы с клиентами (front-office), системы управления персоналом (HCM, HRM) и закупками.


Выводы


Сервисным организациям, которые пытаются найти функциональность непосредственно для своей вертикальной области, следует знать о сдвиге рынка ИТ-решений в сектор услуг. В течение последних нескольких лет многие поставщики лучших сервисных решений объединились. В результате пользователи сталкиваются либо с небольшими поставщиками PSA, которые обладают опытом в данной отрасли, либо с крупными поставщиками ERP, которые обеспечивают сервисные организации широкой функциональностью. В свете данного выбора, организациям следует, прежде всего, определить потребности в необходимом для деятельности функционале, чтобы точно оценивать решения, доступные на рынке.

Организации, которые стремятся найти отсутствующие связи между финансовыми системами и бизнес-требованиями, специфическими для данной отрасли, должны сделать выбор в пользу поставщика узкофункциональных приложений, который имеет большой опыт на данном вертикальном рынке. В большинстве случаев приложения данных поставщиков интегрированы с разрозненными системами и охватывают бизнес-процессы сервисных организаций. В случаях, когда пользователи хотят заменить или обновить существующие системы, поставщики ERP отлично подходят для обеспечения специализированной функциональностью, в составе полностью интегрированной корпоративной системе.

Более того, вендоры продолжают завоевывать свою долю на рынке приложений для сферы услуг: основные поставщики ERP, в конце концов, создадут более сильную специализированную функциональность, создав более конкурентоспособный ландшафт на этом рынке. Следовательно, предприятия сферы услуг должны ожидать размывания существующей границы между лучшими поставщиками узкофункциональных отраслевых приложений и крупными поставщиками ERP систем.

Нейл Столовитский,
Аналитик Tec Inc. ©

Перевод и адаптация 12NEWS©
 



На эту тему:
ERP для сектора услуг: Станет ли для среднего и малого бизнеса SaaS или SOA выгодной архитектурой?

© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2007


ERP (Enterprise Resource Planning System)Система планирования ресурсов предприятия

Изначально термин ERP(Enterprise Resource Planning) применялся к системам планирования загруженности производственных мощностей. Несмотря на то, что термин ERP возник в производственной сфере, сегодня он имеет более широкую область применения. Современные ERP-системы обеспечивают выполнение всех основных бизнес-функций предприятия.

Системы планирования ресурсов предприятия - ERP - служат для интеграции всех данных и процессов организации в единый комплекс. Для этого современная ERP-система использует множество различных программных и аппаратных компонентов.

Стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning) был разработан в 1980-х годах и представляет собой набор требований к системе управления предприятием. Основные изменения, которые необходимо выполнить для соответствия этому стандарту, включают:
- Улучшение планирования и управления производством.
- Улучшение управления запасами и закупками.
- Улучшение финансового управления и учета.
- Улучшение управления качеством продукции.
- Улучшение управления проектами и программами.
- Улучшение управления рисками и изменениями.
- Улучшение поддержки принятия решений на основе информации, полученной из всех этих областей.

Комментарии на публикацию ERP для сектора услуг: выбор между узкофункциональными приложениями и ERP системами

С конца 90-х поставщики систем планирования ресурсов предприятия (ERP), которые изначально ориентировались на потребности производственных компаний, начали постепенно расширять функциональность, чтобы также обеспечивать нужды и непроизводственных предприятий. Является ли ERP для сектора услуг чем-то новым? Или это ERP для автоматизации производственной деятельности с урезанными возможностями?
Гость
Тема/заголовок:
Комментарий: