К 2000-му году, когда объем внедрений ERP для производственной отрасли сократился, главные поставщики ERP, некоторые крупные вендоры перенаправили усилия для продаж интегрированных решений на рынках вертикальных решений для сервис-ориентированных предприятий, включающих предприятия здравоохранения, правительственные организации, образовательные учреждения, банки, страховые компании и другие сервисные предприятия.
Сегодня вендоры ERP-систем активно продвигают специализированную и проектно-ориентированную функциональность своих решений в область услуг. В отличие от привычных для потребителя распространенных решений с ограниченной функциональностью, такие системы обеспечивают полностью интегрированную, зрелую систему работы с внутренними операциями (back-office), изначально разработанную для производственных отраслей.
Следовательно, возникает вопрос: является ли ERP для сектора услуг чем-то новым? Или это ERP для производств с урезанными возможностями?
С точки зрения вендора, ответы на такие вопросы будут отличаться в соответствии с тем, по какую сторону ERP вы стоите. С одной стороны, поставщики ERP утверждают, что ERP для услуг является хорошо разработанным ПО, настроенным для отрасли услуг, для которой оно предназначено. С другой стороны, многие поставщики ИТ-решений для услуг (такие как профессиональные услуги, здравоохранение, правительство, финансовые услуги) продвигают для соответствующих областей свой опыт в области и вертикальные решения, разработанные с нуля. Следовательно, предприятия сферы услуг сталкиваются с проблемой определения: какие поставщики лучше удовлетворяют их потребности в функционале.
[Перепечатка материалов 12news.ru разрешается только с предварительного согласования с редакцией или автором. Если вы читаете этот материал на другом ресурсе, пожалуйста, сообщите нам об этом editor@12news.ru]
Основная разница в функциональности между лучшими ИТ-решениями для услуг и ERP для услуг – это модули внутренних операций. ERP для услуг представляют полную функциональность как для транзакционных (или операционных) модулей, так и для проектно-ориентированных модулей сервисных организаций. Однако лучшие ИТ-решения для услуг обычно работают только с функциональностью, специализированной для конкретной отрасли. Некоторые поставщики могут включать часть внутренних операций, а другие могут поставлять только вертикальную функциональность, которая интегрируется с другими ERP системами или финансовыми пакетами.
Внутренние операции | Сектор услуг | |
Управление персоналом | Модули здравоохранения | |
Закупки | Модули распределения | |
Финансы | Модули государственной деятельности | |
Управление взаимоотношениями с клиентами | Модули высшего образования | |
Бизнес-аналитика | Модули финансовых услуг | |
Управление знаниями | Модули гостиничного бизнеса | |
Модули некоммерческих организаций | ||
Модули профессиональных услуг |
Оценивая решения для сервисных организаций, предприятия должны понимать свою бизнес-стратегию. Небольшие сервисные организации предпочитают лучшие распространенные решения из-за их ценовой доступности и умения легко объединяться с существующей инфраструктурой ИТ. Обычно небольшие сервисные организации пользуются только бухгалтерским или финансовым пакетами, которые предоставляют модули внутренних операций, и пытаются найти специализированное для отрасли решение. На их взгляд, это решение должно обеспечивать требуемой функциональностью, чтобы полностью автоматизировать бизнес-процесс. Несмотря на то, что в этом случае начальные вложения могут быть меньше, уровень интеграции между этими системами может отличаться в зависимости от приложения (включая уровень связи элементов данных, использование режима обработки данных в реальном времени и использование фоновых процессов).
Более того, встроенная интеграция, предлагаемая поставщиками, обычно ограничена количеством финансовых систем, пакетов управления взаимоотношения с клиентами (CRM) и инструментами управления проектом. Следовательно, пользователям нужно быть очень внимательными при подборе решения, которое удовлетворит их бизнес требования полностью.
Для компаний, которые ищут интегрированное решение, поставщики ERP расширили предложения, включив проектно-ориентированную и отраслевую функциональность вместе с широкими возможностями внутренних операций. Однако для крупных поставщиков ERP остается проблема поставки лучших отраслевых возможностей, т.к. многие из таких предложений были разработаны позднее (и во многих случаях затянуты в архитектуру ERP, хотя были разработаны исключительно для производства). Хотя с такими интегрированными системами обычно меньше проблем, многие из данных поставщиков, вероятно, не обеспечат тот же уровень глубины и охвата, что и их конкуренты, работающие с лучшими решениями. Тем не менее, поставщики ERP в целом сильнее в поставке финансовых и бухгалтерских возможностей и более опытны в обслуживании рынка средних и крупных предприятий.
ERP для сервисных организаций могут быть разделены на две категории: проектно-ориентированные организации, и транзакционные или операционные организации.
Проектно-ориентированные организации попадают под прицел систем автоматизации профессиональной деятельности (PSA) и требуют стандартных модулей бизнеса, предлагаемых решениями PSA, таких как: возможности для активного управления временем, отчетности по издержкам, планирование ресурсов, управление ценными бумагами и управление проектами.
Однако ERP для сервисных организаций требуют функциональности только для операционных или транзакционных целей. Вертикальные рынки (такие как здравоохранение, высшее образование, правительственная деятельность, финансовые услуги, гостиничный бизнес, и некоммерческие услуги) попадают в категорию ERP для услуг благодаря поставке преимущественно транзакционных или операционных услуг (хотя эти отрасли могут подчас требовать проектно-ориентированную функциональность).
Эти рынки требуют, чтобы стандартная функциональность внутренних операций (к примеру, управление персоналом HR, HRM и финансовые модули FI) взаимодействовала с нуждами, специфическими для отрасли. Следовательно, многие поставщики ERP разработали интегрированные системы, которые предлагают конечные решения для различных вертикальных рынков. Хорошие примеры растущих отраслей услуг, куда стремятся поставщики ERP решений:
Сервисным организациям, которые пытаются найти функциональность непосредственно для своей вертикальной области, следует знать о сдвиге рынка ИТ-решений в сектор услуг. В течение последних нескольких лет многие поставщики лучших сервисных решений объединились. В результате пользователи сталкиваются либо с небольшими поставщиками PSA, которые обладают опытом в данной отрасли, либо с крупными поставщиками ERP, которые обеспечивают сервисные организации широкой функциональностью. В свете данного выбора, организациям следует, прежде всего, определить потребности в необходимом для деятельности функционале, чтобы точно оценивать решения, доступные на рынке.
Организации, которые стремятся найти отсутствующие связи между финансовыми системами и бизнес-требованиями, специфическими для данной отрасли, должны сделать выбор в пользу поставщика узкофункциональных приложений, который имеет большой опыт на данном вертикальном рынке. В большинстве случаев приложения данных поставщиков интегрированы с разрозненными системами и охватывают бизнес-процессы сервисных организаций. В случаях, когда пользователи хотят заменить или обновить существующие системы, поставщики ERP отлично подходят для обеспечения специализированной функциональностью, в составе полностью интегрированной корпоративной системе.
Более того, вендоры продолжают завоевывать свою долю на рынке приложений для сферы услуг: основные поставщики ERP, в конце концов, создадут более сильную специализированную функциональность, создав более конкурентоспособный ландшафт на этом рынке. Следовательно, предприятия сферы услуг должны ожидать размывания существующей границы между лучшими поставщиками узкофункциональных отраслевых приложений и крупными поставщиками ERP систем.
Нейл Столовитский,
Аналитик Tec Inc. ©
Перевод и адаптация 12NEWS©
На эту тему:
ERP для сектора услуг: Станет ли для среднего и малого бизнеса SaaS или SOA выгодной архитектурой?
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2007
ERP (Enterprise Resource Planning System) — Система планирования ресурсов предприятия
Изначально термин ERP(Enterprise Resource Planning) применялся к системам планирования загруженности производственных мощностей. Несмотря на то, что термин ERP возник в производственной сфере, сегодня он имеет более широкую область применения. Современные ERP-системы обеспечивают выполнение всех основных бизнес-функций предприятия.
Системы планирования ресурсов предприятия - ERP - служат для интеграции всех данных и процессов организации в единый комплекс. Для этого современная ERP-система использует множество различных программных и аппаратных компонентов.
Стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning) был разработан в 1980-х годах и представляет собой набор требований к системе управления предприятием. Основные изменения, которые необходимо выполнить для соответствия этому стандарту, включают:
- Улучшение планирования и управления производством.
- Улучшение управления запасами и закупками.
- Улучшение финансового управления и учета.
- Улучшение управления качеством продукции.
- Улучшение управления проектами и программами.
- Улучшение управления рисками и изменениями.
- Улучшение поддержки принятия решений на основе информации, полученной из всех этих областей.