Подход к обзору
Первоначально идея структуры обзора намечалась в качестве сравнительной характеристики решений. Состояла она в наборе разных программ, составлении критериев сравнения и определении сравнительной оценки решений в таблице, где были бы проставлены «галочки» «есть/нет». Однако после получения первой порции информации стало ясно, что такой подход не годится: по причине огромного количества программ, которые заслуживают внимания. Сравнительная табличка получилась бы нечитабельных размеров.
Решено было изменить идею обзора, и построить его в виде описания «обобщенной системы для автоматизации ЖКХ», которое содержит все функциональные возможности, методы решения, архитектуру «идеальной системы». Такая информация может существенно помочь ответственным специалистам в выборе конкретного программного решения, сориентироваться в предметной области и оценить полноту функциональных возможностей предоставляемых различными системами автоматизации.
Таким образом, под ЖКХ в данном материале подразумеваем все предприятия, учреждения, службы и т.п., которые работают с населением непосредственно по всем видам услуг, связанным с жильем. А из всего множества информационных систем, используемых для ЖКХ, рассмотрим те, которые предназначены для работы с населением.
Поставщики услуг
Это категория предприятий и организаций, которые оказывают для населения различные услуги. Примерами таких предприятий являются:
- службы водоканалов, теплосетей, электро- и газоснабжающие предприятия,
- жилищно-эксплуатационные предприятия (ЖЭКи),
- товарищества и кооперативы жилья, садовых участков, гаражей и т.п.
- телефонная связь,
- службы технической инвентаризации.
Существует также группа бюджетных учреждений, которые не являются поставщиками бытовых услуг, но с которыми население связано финансовыми отношениями. Этим учреждением население платит взносы, налоги, штрафы и т.п. К ним, например, относятся: ГАИ и исполнительная служба.
Особенность оказываемых услуг такими предприятиями такова, что стоимость и объем услуг практически не зависят от самого предприятия, так как они регламентируются местными властями. Кроме того, в сфере ЖКХ существует естественная монополия по оказанию услуг – у жильцов города практически нет возможности выбора поставщика услуг, а у поставщиков услуг, в свою очередь, отсутствует необходимость борьбы с конкурентами за клиентов: достаточно того, чтобы качество и объем услуг были не ниже нормативных. Как ни странно, но в настоящее время поставщикам даже не требуется стремиться к снижению себестоимости оказываемых услуг. Это вытекает из методики формирования тарифов: они рассчитываются на основе плановых затрат предприятий, и если фактические затраты окажутся меньше, то разница текущего года должна перечисляться в бюджет, а тарифы на следующий год будут снижены в связи со снижением фактических затрат.
Единственное, что интересует поставщиков в отношениях с населением – это быстрее и надежнее получить оплату за оказанные услуги. Этого можно достичь либо принудительным методом, либо предоставлением максимального удобства для жильцов при выполнении взаиморасчетов. Принудительные методы доступны очень не многим поставщикам. Это электрики, телефонисты, а также те, кто оплату за услуги берет наперед. Для остальных поставщиков остается только второй путь. Он состоит в том, что бы минимизировать затраты времени и исключить отрицательные эмоции у населения при выполнении взаиморасчетов, с одной стороны, и предоставить информации о состоянии взаиморасчетов для службы сбыта и юристов поставщика - с другой. Первая часть исключает решение плательщика «отложить оплату на потом», а вторая – предоставляет данные для напоминаний и для подготовки цивилизованных требований, т.е. подготовки исковых требований для суда.
Однако возвратимся к нашей теме. Информационные системы для поставщиков услуг должны решать задачи, находящиеся в сфере их жизненных интересов. Если исключить обычные задачи, которые решаются на всех других предприятиях, остаются взаимоотношения с населением. Информационная система, с одной стороны, должна обеспечить службу сбыта и юристов сведениями, необходимыми для общения с населением, а с другой стороны - предоставить людям максимальные удобства для предоставления сведений о полученных услугах и выполнения платежей за них.
Банки
Под термином «Банки» здесь подразумеваем все учреждения, выполняющие прием платежей от населения. Почта, Сберкасса также относятся сюда. Для некоторых непопулярных банков прием платежей от населения – это просто нагрузка, которую они должны выполнять по условиям лицензии банков. Но для других, например, для почты, этот вид деятельности является одним из наиболее рентабельных. Поэтому, для них естественным является стремление привлечь к себе как можно больше клиентов, пропустить через себя как можно больше денег. Приток клиентов для выполнения платежей напрямую зависит от удобств выполнения платежей в пунктах приема этого банка. Народ не пойдет туда, где приходится стоять в очереди. Люди будут платить там, где, кроме приема денег им покажут, сколько, кому, и за что они должны, примут показания приборов учета, предоставят «письмо» от поставщика услуг.
Поэтому в сфере предоставления удобств населению при выполнении платежей интересы банков совпадают с интересами поставщиков услуг. Это является существенным аргументом к тому, чтобы у банков и у поставщиков услуг использовалось программное обеспечение, обеспечивающее удобное прохождение платежей по цепи «клиент - банк - поставщик услуг».
ЖЭКи
В системе ЖКХ ЖЭКи выступают с двух сторон: как поставщики услуг и как учреждения приема запросов населения. В качестве поставщиков услуг в области использования информационных систем им свойственно все, что и для других поставщиков. Рассмотрим их именно как учреждения по приему запросов населения.
Как учреждение по работе с населением, ЖЭК обладает самой свежей информацией о составе жильцов. Эти данные требуются практически всем поставщикам услуг, стоимость и объем которых зависит от количества проживающих. И они готовы за нее платить. Даже организация поставщиками услуг собственного приема населения с целью получения свежей информации не обеспечивает своевременность ее поступления, особенно, когда эта информация приводит к увеличению стоимости получаемых услуг.
Расчетно-кассовый центр
Это фирма, которая берется за организацию информационных потоков между всеми участниками ЖКХ и берет за эту работу процент от оплаченных денег.
Теоретически, без РКЦ можно и обойтись. Но на практике настройка взаимосвязей между участниками, согласование информации, подстраховка тех поставщиков, у которых не установлены автоматизированные системы, без РКЦ не обходится. Эта фирма является посредником между банками и поставщиками услуг в передаче информации как в одну, так и в другую сторону. Она поддерживает общую базу данных абонентов.
Иногда эта фирма берет на себя связи с бюджетными учреждениями (льготы, субсидии). Но, на наш взгляд, этим должны заниматься сами поставщики услуг, т.к. это ответственная работа и, при выявлении каких либо нарушений, штрафы накладываются не на РКЦ а на поставщика услуг.
РКЦ обычно является отдельным самостоятельным предприятием. Но так, как организовать работу в масштабах города без поддержки местной власти практически невозможно, и так как это место насыщено конфиденциальной информацией, то обычно такая фирма курируется представителями местной властью.
Для принятия расчетов у населения в автоматическом режиме есть система. Она функционирует в пределах расчетных или расчетно-кассовых центров различной принадлежности, которые не зависят от географического местоположения, и могут быть, как городского, областного, так и регионального масштаба. Организация работы такого предприятия строится на основании целей ее участников. Это могут быть владельцы самого центра, муниципальные власти, те, кто инвестировал проект и проч. Поскольку переоценить значение расчетного центра трудно, поэтому для его нормальной работы необходимо скрупулезно подходить к выбору надежного технологического решения, предварительно взвесив все «за» и «против».
Учреждения власти
Учитывая монопольный характер услуг, предоставляемых предприятиями ЖКХ, на защите интересов населения может стоять только местная власть. Отслеживание цен, количества и качества поставляемых услуг, проблем во взаимоотношениях населения и поставщиков услуг – это святая обязанность муниципальной власти и ее любимая работа.
Для выполнения такой работы в исполнительной власти должна быть достаточная информация. При этом информация должна поступать не от поставщиков услуг (уже отфильтрованная), а непосредственно из системы ЖКХ. Обеспечить такой информацией органы власти может только серьезная информационная система, работающая в ЖКХ как в едином комплексе.
Заключение по 1-й части
Данная статья – это только введение в обзор по информационным системам жилищно-коммунального комплекса. В следующих выпусках мы рассмотрим характеристики программного обеспечения, используемого для ЖКХ (функциональные возможности, системная основа, процесс внедрения) а также финансовые и организационные стороны их создания, внедрения и эксплуатации.
Владимир Петренко,
к.т.н.
ERPNEWS©
© Галактика, 2006
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2006