Начнем с базовых понятий и основополагающих принципов. Что из себя представляет склад в принципе? Можно сказать, что это помещение или даже просто некое место, служащее для хранения тех или иных товаров. Это своеобразная «перевалочная база», куда товары поступают, находятся некоторое время, а затем отправляются дальше по цепочке поставок на другой склад или к конечному потребителю.
С точки зрения функционирования склада его местоположение и даже условия хранения товаров (в разумных пределах) не так важны. Принципиальное значение имеет только то, насколько эффективно работает склад, то есть насколько быстро необходимый товар может при необходимости быть найден и отгружен заказчику.
Адресное хранение подразумевает, что товары на складе размещаются в строго определенных местах по специальной схеме. Все складское пространство делится на отдельные ячейки – места хранения товаров, каждому из которых присваивается уникальный адрес (индивидуальный номер). Ячейки при этом группируются по своему назначению, образуя отдельные участки и зоны хранения на складе.
Зон может быть много – это зависит от специфики работы конкретного склада. Однако обязательными являются минимум 3 зоны:
Дополнительные зоны на складе создаются по мере необходимости, если нужно учитывать какие-либо «нестандартные» движения товаров. Например, на складе может быть зона брака – она служит для временного хранения поврежденных или изначально бракованных товаров. Также бывает нужна зона карантина или конфликтная зона – место, куда попадают товары с непонятным местом дальнейшего назначения (обычно это пересорты, лишние товары и т.п.). В этой зоне товары «ждут», пока ответственные лица решат, что с ними делать дальше.
Все зоны на адресном складе для удобства работы с ними разделяются на составляющие. Например, разделение может быть таким: ряд-место-ярус-ячейка. У каждой составляющей есть свой идентификатор, если сложить все идентификаторы вместе – как раз получается уникальный адрес хранения каждого конкретного товара.
Легче всего понять данную систему, если представить ее в виде простой аналогии из повседневной жизни. Все мы живем в квартирах, а квартира – это помещение с определенным номером, которое находится на определенном этаже в определенном доме на определенной улице. Если взять на вооружение такую «жилищную» аналогию, получится, что улица – это ряд, дом – место, этаж – ярус, а квартира – ячейка на складе.
С базовой теорией разобрались – переходим к практическим вопросам. Физически товары на складе могут размещаться различными способами, но обычно выделяют 2 основных подхода:
Распределять товары на складе адресного хранения тоже можно по-разному. Здесь также выделяют 2 основных вида:
Также редко какой современный склад адресного хранения обходится без использования системы штрихкодирования. При ее внедрении каждая ячейка на складе не только получает свой уникальный адрес, но также снабжается индивидуальным штрихкодом, по которому ее можно мгновенно идентифицировать. Кроме того, идентифицирующие штрихкоды могут при необходимости наноситься на отдельные паллеты или коробки с товарами.
Штрихкоды – это один из ключевых элементов, которые позволяют многократно повысить эффективность работы склада. Скорость размещения и отбора товаров при их использовании возрастает в разы: сотруднику склада достаточно просто просканировать штрихкод, чтобы мгновенно получить информацию о конкретной ячейке его хранения.
Для считывания штрихкодов используется специальное оборудование – мобильные терминалы сбора данных (ТСД). Это достаточно компактные компьютеры с дисплеем, клавиатурой и встроенным сканером штрихкодов. Работает такой компьютер под управлением специального приложения, которое не только позволяет осуществлять все основные складские операции, но и поддерживает связь с основной учетной системой 1С или другой.
Нормальная работа современного автоматизированного склада практически невозможна без использования ТСД – это чуть ли не главный инструмент складского работника сегодня. На терминал каждому работнику склада приходят задачи, с его помощью осуществляются все необходимые операции (приемка, размещение, отбор и т.д.), с терминала же обратно в учетную систему поступают отчеты о проделанной работе.
Для организации адресного хранения на складе также необходимо соответствующее ПО. В России и многих странах СНГ большой популярностью пользуются решения на базе программных продуктов фирмы 1С. Во-первых, они, как правило, стоят дешевле зарубежных аналогов с сопоставимой функциональностью. Во-вторых, такие решения легко интегрируются с учетными системами 1С, которые уже используются на многих российских предприятиях.
Если рассматривать только программы 1С, можно выделить два способа реализации адресного хранения на складе:
WMS решение от фирмы 1С – это система «1С:WMS Логистика. Управление складом». Ее разработкой и развитием уже много лет официально занимается компания «СИТЕК», опытные специалисты которой также оказывают услуги по внедрению данной системы «с нуля» на различных предприятиях, а также по доработке и исправлению ошибок в уже использующихся системах.
Подводя итоги, перечислим основные преимущества и «бонусы», которые получает предприятие при внедрении системы адресного хранения на складе:
© СИТЕК, 2022
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2022