Обзор ИТ решений для строительной отрасли

Несмотря на стремительное развитие строительной отрасли в России, уровень автоматизации строительных компаний по-прежнему остаётся очень низким.

Часто приходится слышать, что главная причина этого кроется в высокой рентабельности в среднем по отрасли: ведь там, где денег пока хватает, не может быть серьёзного интереса к комплексной автоматизации – и что, мол, интерес появится со временем, когда в силу естественных рыночных процессов начнётся неизбежное снижение цен и, следовательно, доходности строительного рынка, когда наступит ситуация, в которой выживет только тот, кто лучше всех считает.

Этому взгляду обычно противопоставляют другой: там, где денег хватает, тем более нужен строгий учёт, позволяющий избежать коррупции и предотвратить воровство. И всё же главной причиной столь низкого уровня автоматизации строительных компаний является специфичность отрасли: любая строительная компания нуждается в автоматизации слишком большого количества участков деятельности, при этом непременно необходима их тесная интеграция между собой.

Итак, какие же процессы необходимо автоматизировать в строительной компании прежде всего?
 

Контроль расходов и доходов

В первую очередь автоматизации подлежит контроль расходов и доходов. Строительным компаниям требуется нечто, что позволит иметь под рукой информацию, сколько денег есть и сколько ожидается, какие были затраты и на что, кто их совершал, какие затраты планируются, хватит ли денег и какой ожидается финансовый результат. В подавляющем большинстве строительных компаний логика именно такая: в первую очередь учёту подлежит чистый денежный поток, вне товарного потока, учёта себестоимости или, тем более, прибыльности. Под себестоимостью строители зачастую понимают просто фактическую сумму совершённых затрат на тот или иной строительный объект, а под прибыльностью – разницу между приходом и расходом денежных средств. Таким образом, главное в автоматизации строительных компаний – оперативное бюджетирование (вперёд на месяц или два) и контроль над расходами по заявкам.

Управление договорами


Второй по степени важности участок строительного бизнеса, требующий автоматизации, – контроль расходов, работ и задолженностей по договорам подряда и планирование поступлений по договорам купли-продажи, аренды, долевого участия и проч. Здесь ключевой задачей является возможность планирования выполнения работ по каждому договору подряда и график оплат как по расходным контрактам, так и по договорам реализации. Учёт взаимоотношений с заказчиками и подрядчиками интересен, прежде всего, с точки зрения задолженностей и исполнения планов, а по договорам реализации – с точки зрения плана поступления средств и, опять же, возникающих задолженностей клиентов.

Управление проектами


Управление проектами – тема, неизменно интересующая всех строителей. Ведь это очень красиво – календарный график строительства на стене, на котором всё наглядно и понятно. Практически любая строительная компания прошла этот путь: принятие решения о тотальном планировании и управлении проектами; осознание того, что главное – не запланировать, а отследить выполнение; затем понимание того, что собрать «сводки с полей» – задача, требующая такого количества ресурсов, что легче просто от этого отказаться. Так и получилось, что в большинстве строительных компаний управление проектами – это всего лишь красивая диаграмма на стене, подписанная ответственными за проект лицами. Действительно, отслеживать исполнение задач в строительном проекте – чрезвычайно трудоёмкое дело, ведь конкретные исполнители в этой отрасли – люди, далёкие от компьютера, так что в каждом случае требуется дублирование функций, что всегда очень дорого. Не помогают и придуманные бумажные формы отчётности: с бумагой прораб тоже работает крайне неохотно. Поэтому лучшим решением для управления строительными проектами является контроль исполнения проекта по реперным точкам. «Реперными точками» называют важнейшие точки проекта. Поскольку их не очень много, собрать по ним фактические данные об исполнении задач вполне реально. Таким образом, в прикладном смысле единственно возможное управление проектами в строительстве – это календарное планирование, расчёт необходимых ресурсов для определения расходной части бюджета и отслеживание исполнения проекта по реперным точкам.

Составление строительных смет


Прежде чем что-либо построить, необходимо знать, как это будет происходить, какие нужны материалы и во сколько обойдётся весь проект: так появляется необходимость в смете строительного объекта. Сметная деятельность строго регламентирована на государственном уровне, и существует достаточное количество программ для подготовки сметной документации – этот участок в строительных компаниях наиболее благополучен с точки зрения автоматизации.

Прочая автоматизация


Кроме главных бизнес-процессов, описанных выше, в строительной компании, в зависимости от её размера и специализации, может существовать потребность в автоматизации управления снабжением строительных объектов, программах для бизнес-планирования (при расчёте эффективности вложений), программах для управления кредитами при достаточном объёме заёмных средств. Ну и, наконец, строительная компания, как и любое другое предприятие, автоматизирует кадровый учёт и бухгалтерию.

Именно обилием разнообразных бизнес-процессов, требующих автоматизации, и обусловлено отсутствие на рынке ERP-систем приемлемого программного продукта для строительной отрасли и, соответственно, в целом низкий уровень комплексной автоматизации среди строительных компаний. Надо отметить, что для каждой отдельной бизнес-задачи существуют различные варианты решения и автоматизации. Любая строительная компания постепенно обрастает компьютерными программами, автоматизирующими работу различных подразделений. Известная в других отраслях «проблема двойного ввода» здесь превращается в проблему ввода десятикратного – одни и те же данные вносятся в совершенно разные программы, никак не связанные друг с другом. Даже трудно оценить трудозатраты и финансовые потери отрасли в результате такого положения дел. Конечно, в качестве выхода из ситуации можно было бы предложить интеграцию разнородных приложений между собой.

Но здесь есть два «но». Во-первых, в силу большого количества конкретных задач и, соответственно, возможных программ для их автоматизации, появление готового интеграционного решения маловероятно (невозможно предусмотреть интеграцию чего угодно с чем угодно). Во-вторых, стоимость настройки интеграции такого количества продуктов друг с другом может быть очень и очень высока. Это тем более знаменательно, что «ноги» большинства проектов по интеграции «растут» из желания сэкономить. На самом же деле экономия получается весьма сомнительная – интеграционные проекты часто выливаются в суммы даже бульшие, чем замена разрозненных программ на одну, но покрывающую все необходимые задачи. Поэтому большинство поставщиков систем управления предприятиями озабочены созданием готового комплексного решения по автоматизации строительных компаний.

Хотя потребность в комплексной автоматизации строительных компаний осознана разработчиками ERP-систем сравнительно недавно, уже сейчас на рынке представлены интегрированные решения от нескольких производителей. Рассмотрим эти решения подробнее.


Система автоматизации Бюджетирование Управление затратами Управление договорами Управление проектами Составление смет Управление снабжением Бизнес-планирование Управление кредитами Бухгалтерский учёт Сроки внедрения Цена на одно рабочее место, у.е.
Галактика ERP, модуль "Управление строительством"
В самом модуле - нет, в системе - да да да Интеграция с Primavera и MS Project Интеграция со сметными программами (АРПС-формат) да да да да от 3-6 мес.до 2-3 лет

1500 - 2500

 

АЛТИУС – Управление строительством  да да да да да да да да да от 1 мес.

1500 - 2500

 

Oracle JD Edwards EnterpriseOne «Управление проектами»
Проектные бюджеты и общехозяйственные бюджеты – да. да да Да. + Интеграция с Oracle Primavera и/или MS Project Интеграция со сметными программами да да да да 6-10 мес. 1000 - 2300
MAG Builder для Microsoft Dynamics AX
да да да Интеграция с MS Project да (без сметно-нормативных баз) да Интеграция c Plan Designer, Comshare,Geac Performance Management да да 3-6 мес. 5000
Ланит-строительство
да да да да Интеграция с WinSmeta, Smeta . ru да да да да от 3-х мес. до 1,5 лет 2500
SAP for Engineering, Construction and Operations
да да да да да да нет да да 6-9 мес. 5000
Строительные решения на платформе системы "Алеф"
да да да да + интеграция с Primavera да да да нет да 6-9 мес. 2000
Программный комплекс "Гектор-строитель"
нет нет нет да + интеграция с Primavera и Spider да + возможность интеграции с другими сметными программами нет нет нет Интеграция с программами бухучета Поставка + обучение до 2-х недель 250 - 600
* Источник: Аналитический отдел Ассоциации строителей России

Из приведённой таблицы хорошо видно, что большинство поставщиков пошло самым разумным путём из возможных – компромиссным: созданием интегрированного решения в рамках единой системы с минимальной интеграцией там, где без этого никак невозможно обойтись. Ведь совершенно очевидно, что нет никакой необходимости «изобретать велосипед»: любой бухгалтер или сметчик предпочтёт привычный продукт, а не встроенный в систему «новодел».

Поэтому разработчики систем управления создают своеобразные альянсы, пытаясь предложить строительным компаниям действительно что-то привлекательное. Ярким примером подобных решений служат системы Oracle JDE и Microsoft Dynamics AX (Axapta), использующие для решения локальных задач готовое ПО сторонних производителей. Microsoft для бизнес-планирования использует программы Plan Designer, Comshare и Geac, а для управления проектами – MS Project, У Oracle JDE есть интеграция с существующими нишевыми продуктами Oracle – PLM, ASCP, EPM, CRM. И также возможна интеграция с 1С.

«АЛТИУС – Управление строительством» демоверсия, строительная программа

Описанные проблемы не дают покоя многим строительным компаниям, которые терпят значительные убытки от такого положения дел и принимают участие в обсуждении сложившейся ситуации. В августе 2006 года Комплекс архитектуры, строительства, развития и реконструкции г.Москвы организовал семинар «Информационный менеджмент в строительстве», одной из главных тем которого стала автоматизация основных бизнес-процессов в строительстве.

А в сентябре под патронажем Ассоциации Строителей России прошло грандиозное событие – международная конференция «Где зарыты деньги на доступное жилье: в неэффективном управлении или в финансовой непрозрачности?», на которой значительное внимание также было уделено рассмотренной проблематике.

При таком повышенном интересе к проблеме как со стороны отрасли, так и со стороны производителей есть все основания полагать, что уже в ближайшем будущем стоит ожидать появления полнофункционального решения, которое сможет удовлетворить большинство строительных компаний.


© Влад Дубинин
Опубликовано

© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2016


Комментарии на публикацию Обзор ИТ решений для строительной отрасли

Несмотря на стремительное развитие строительной отрасли в России, уровень автоматизации строительных компаний по-прежнему остаётся очень низким.
13.12.09 : Как насчет УСО
Идея заложенная в УСО (1С) хорошая и интеграция с уже существующими решениями по УУ, БУ и НУ дает ей большой плюс, НО
как всегда цель не оправдала средства, т.к. разрабатывалась несистемно, имеет много изъянов, местами непродумано.

Проще взять типовой функционал 1С Предприятие 8 УПП и при качественном продумывании всех мелочей обставляет УСО. Вдобавок функции УСО все закрыты, что связывает руки при вендрении, непонятная лицензионная политика по УСО, чего не скажешь про УПП.

ГЛАВНОЕ: все ERP системы сложные и комплексные продукты и внедрения за 1 год, а тем более за 3-6 мес. никогда не получится.
21.04.08 infer: Как насчет УСО?
Интерестно узнать у автора:
В реальной жизни насколько эти ERP системы работают? Фактически когда я как потенциальный клиент видел некоторые из них мне показалось что все сделано сугубо для декларации функционала :( Как только дело доходит до реальных примеров - ничего не работает...

Что можете сказать об УСО?