Нужна ли айтишникам степень MBA?

В настоящее время Россия, очевидно, переживает не меньший подъем экономики, нежели США 19 века. Признак этого – обилие разных MBA-программ. Однажды мне довелось присутствовать на собеседовании по приему на работу программиста, окончившего одну из них.
Master of Business Administration (MBA) часто переводится на русский как «Магистр делового администрирования» и соответствует самому популярному типу бизнес-обучения. В отличие от других, боле специализированных программ (CIMA, ACCA и др.), MBA охватывает максимально широкий спектр бизнес-знаний. MBA зародилась в США в 19 веке, в результате бурной индустриализации экономики, требовавшей все более качественного менеджмента. Программа представляла научный подход к менеджменту и вскоре получила всемирное признание.

Само по себе сочетание может показаться странным, но по началу я не придал этому факту большого значения. В конце концов, различные «университеты» плодятся, явно опережая рост ВВП на душу населения. Цены на высшее образование подчас сравнимы с ценой проездного на месяц, о качестве такого образования могут сказать зачеты «за знание фамилии преподавателя». Но в случае того конкретного интервью я ошибся.

У меня на руках не было копии резюме соискателя, однако из вопросов моих коллег- интервьюеров стало понятно, что кандидат не пожалел денег и пошел на дорогие курсы MBA.

Итак, что было на собеседовании.

Соискатель очень хвалил программу курсов, возможно, она и впрямь была неплоха. Наибольшей же заслугой он видел тот факт, что она позволила ему переоценить ценности и стать в своем сознании эдаким «менеджером среднего звена».

По словам программиста, люди, проходившие курс, поголовно бросились менять места работы. Первая волна смены рабочих мест в группе обучающихся прошла поле первого же полугодия. Они осознавали, что поставленные перед ними амбициозные цели, не могут быть осуществлены на текущем рабочем месте и безжалостно расставались с коллективами. Вторая волна прошла через год, и окончательная – после завершения программы обучения. У меня создалось впечатление, что в этой группе не осталось никого, кто бы не сменил работу, окрыленный новыми знаниями.

Наш соискатель также бросил работу программиста, и стал в другом месте начальником ИТ-отдела. Правда, почему-то его оттуда сократили, и он стал искать должность программиста. За исключением последнего факта, все его рассказы о MBA звучали как сплошное восхищение.

Конечно, такой программист оказался не нужен той компании - ему не было интересно программирование, а интересовало управление проектами, компаниями и т.д, а программированию на курсах MBA не обучают. В данной компании в круг его интересов, скорее всего, входило изучение новой перспективной системы, а потом поиск работы с более высокой зарплатой и статусом. В противном случае, ресурсы на его обучение были бы потрачены зря.

Но вернемся к интервью. Особо вдохновил кандидата вопрос о бухучете. Хотя вопрос и был задан о его практических знаниях, соискатель ответил о том, как хорошо преподали ему этот учет на MBA. Оказывается, что его преподавателем был директор аудиторской компании, причем довольно солидной, которая якобы работала с известной, хоть и не слишком удачливой компанией. Под чутким руководством Гуру они свели аж целый баланс предприятия, правда, сам он, «конечно», столь сложную операцию никогда бы не повторил. Также в изобилии преподавались всевозможные анализы финансово-хозяйственной и прочей деятельности предприятия, различные индикаторы его точной и успешной работы. Все это позволило ему «спокойно» и «легко» общаться с главными бухгалтерами компаний-работодателей.

Однако на предметные вопросы, как и на каких счетах можно увидеть задолженность поставщика или, например, подотчетника, он, как мы ни бились, объяснять отказывался. С трудом, припомнив основные группы счетов, он оставил нас в некотором недоумении по поводу практического применения своих бизнес-знаний. Видимо, до столь низкого, практически «бреющего» полета, мастера бизнес-администрирования доходить не считают нужным.

Если добавить к таким практическим результатам российского MBA рассказы студентов, посещавших подобные курсы, результат перестает казаться странным. Как и подавляющее большинство отечественного образования, в определенный момент оно перестало быть элитным и стало массовым. Причем в основе качества образования (также как и в других сферах – здравоохранении, правоохранной деятельности) стали количественные показатели.
 

Что делать?


И если лечить стали исходя из «средней температуры по больнице», то учить – по количеству выданных дипломов. Платное обучение добавило козырей и без того не слишком мотивированному студенту. Теперь не он должен доказать свое право продолжить обучение, это преподаватель должен выпустить не менее определенного количества студентов. Иначе институт рискует финансированием, а слишком дотошный преподаватель – работой.

Всем нам это хорошо знакомо, но каждый из нас вновь рад обмануться, если старое учебное блюдо подано под новым соусом. Новый век – электронной коммерции, беспощадного маркетинга и прочих красивых фраз подарил нам еще одну – MBA. Каждый из нас стремится к этому недостижимому идеалу, в мечтах каждый - Мастер Бизнес Администрирования. А отделяет нас от этого почетного звания совсем немного.

Далеко не все курсы требуют сдачу экзаменов при поступлении. Конечно, мы теперь гордые, уважаемые люди – нам не нужно этих унизительных вступительных экзаменов. Если готов выложить определенную (конечно не маленькую) сумму денег, то всего пара лет – и ты - гуру бизнеса. А пролетят они незаметно, в общении с другими Избранными на лекциях и после, при списывании шпаргалок и домашнего задания. На пару занудного лектора всегда можно забить – ведь кто платит, тот и решает, какую музыку слушать, а какую просто перемотать.

При таком подходе, к сожалению, весьма распространенном, практическая польза от занятий остается подчас лишь на психологическом уровне. У слушателя повышается уверенность в себе, в своих силах – он получил массу полезной информации. Но глубина погружения в проблему и осмысления знаний настолько низка, что при попытках ее практического применения, слушатель предстает скорее нахватавшимся знаний дилетантом, нежели профессионалом.

- Но как же так? – возмутится читатель, - неужели все директора такие недалекие люди, раз заплатили за MBA? Почему в развитых капиталистических странах, к которым мы, как и положено, стремимся, стоимость профессионала резко повышается после окончания MBA - курсов? Не могут же все ошибаться! Конечно же, читатель будет во многом прав. Истина тут, как обычно, не находится на крайних полюсах проблемы.

Престижные западные ВУЗы куда серьезнее наших хранят престиж и качество своего образования. Они вряд ли погонятся за вашим скромным (по их меркам) вкладом в их финансовое благополучие. Однако и там есть масса исключений – все же везде руководят люди, и человеческий фактор нигде не исключен.

А если финансов, да и знания языка на поездку «за бугор» не хватает – что ж теперь, поставить на своем образовании крест? Остановиться в развитии? Конечно же, нет. Но всегда нужно проанализировать – а действительно ли именно эти курсы дадут необходимый уровень знаний – или же за красивой оберткой «MBA» скрывается обычная вечерняя школа для занятых?

Но все же, по-моему, учиться - лучше, чем остановиться в развитии. И пусть лектор по бизнесу раньше читал историю КПСС, и пусть за реферат из Интернета сегодня легко получить пять, а за свои мысли от силы тройку. Правильнее смотреть на себя – и видеть, культивировать в себе самом перемены к лучшему! И они, безусловно, придут. От нового знания мы все равно станем лучше, даже если и в мелочах. Пусть даже и в том только, что во время скучной лекции уже не рисуют послание на парте – а отправляют СМС!


 

Аркадий Полынов
12NEWS©

© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.) 12news.ru, 2007


Комментарии на публикацию Нужна ли айтишникам степень MBA?

Гость
Тема/заголовок:
Комментарий: