Ну не привыкли постперестроечные люди безапелляционно требовать. До сих пор еще стесняются оценить рыночную стоимость своих профессиональных навыков. Дескать, что мы, товар какой, чтобы нас оценивать согласно штатному расписанию, а потом еще и самим себя продавать?..И еще – о ужас! – торговаться!!!
Пока рядовой профессионал мучается подобными этико-финансовыми вопросами, цены на движимое и недвижимое имущество неуклонно растут. И этот неуклонный рост цен при абсолютно «статичной» зарплате провоцирует творческие кризисы, недовольство собой и жизнью, зависть к коллегам и.т.д.
[Перепечатка материалов 12NEWS.ru разрешается только с предварительного согласования с редакцией или автором. Если вы читаете этот материал на другом ресурсе, пожалуйста, сообщите нам об этом editor@12news.ru]
Золотое правило капиталиста: конфиденциальность. Зарплату получаем в непрозрачных конвертах, в стерилизованной атмосфере. Не будь зарплатных карточек, посадили бы, наверное, робота вместо бухгалтера. И – платиновое правило: после оглашения коллегам размера своей зарплаты, следует неизбежное исключение из рядов корпорации. Таким образом, начальники защищаются от возможных претензий (вполне, впрочем, справедливых) – почему это господин Пупкин работает меньше, а получает больше. Начальство, впрочем, практически всегда находит причину платить кому-то больше…
Впрочем, иногда конфиденциальность только ухудшает положение. И развивает нездоровые коллективные отношения.
Нынче многие с нотками грусти в голосе рассуждают о том, как хорошо и здорово все было с достойной оценкой труда в Союзе. Что существовали, мол, некие загадочные, и, тем не менее, незыблемые документы: такие как тарифная сетка, штатное расписание, четко расписанная иерархия должностей. Занимаешь должность – получаешь зарплату. Все четко и ясно, никакого недопонимания, никаких вопросительных знаков.
Однако и в Союзе распределительная система была далека от идеала. К примеру, упоминая справедливость и прозрачность, «униженные и оскорбленные» капиталистами не задумывались о том, что возможности для развития и совершенствования профессиональных способностей при такой системе практически отсутствовали. Что инициатива фактически была задавлена. Что возможность привлечения стороннего сотрудника, в принципе, очень нужного для производства, но в существующую систему тарифов и должностей не вписывающегося, становилось большой проблемой. И что были «суммы-потолки», достижение которых считалось карьерной нирваной, и о большем уже не можно и не нужно было даже мечтать…
Капитализм дал нам много новых возможностей и вместе с ними – много новых проблем (да простит мне редактор эту избитую, но актуальнейшую фразу).
Если на предприятии отсутствует по-настоящему действенный механизм повышения квалификации, такой как периодические аттестации \ грейды, то ни о какой справедливости не может быть и речи. А внедрение этих механизмов пока, увы, не частотно. Что уж тут поделаешь – отсутствие элементарных навыков менеджмента стало национальным управленческим бичом. Это вынуждает многим сотрудников прибегать к коварным теневым манипуляциям – шантажу, заискиванию, громким и тихим скандалам.
Господа, при любых ситуациях честнее и в конечном итоге выгоднее оставаться людьми! И к решению финансовых вопросов тоже стоит относиться рассудительно и последовательно.
1. Провести пристрастный «self-мониторинг». Пусть вы не hr-профессионал, но свои сильные и слабые стороны вам отлично известны. Если мало данных для объективной оценки, есть еще один отличный способ выяснить свою рыночную стоимость как специалиста – пройти несколько собеседований на получение подходящих вам по квалификации вакансий. Затем вывести среднее арифметическое из предложенных ставок. Ну, и наконец, произвести окончательные подсчеты путем суммирования \ вычитания затрат на пакет социальных «приятностей», сотовую связь, транспорт, особенности графика и.т.д. Если полученный результат (выраженный уже в конкретной цифре) близок к тому, который вы имеете сейчас, то увы…Придется смириться, что пока почва для ваших финансовых претензий к начальству слишком зыбка. Укрепляйте ее, ни на секунду не забывая о повышении квалификации и дальнейшем развитии. Если же цифра, полученная в итоге кропотливых подсчетов, намного превышает ваши теперешние гонорары, стоит незамедлительно перейти к следующему этапу…
2. …на котором придется принимать радикальные решения. Если на прежнем месте ничего не держит, работу можно поменять – просто согласиться на выгодное предложение, плюнув на верность корпоративным идеалам. Продаться – да, это называется так, но ведь, в конце концов, человек всегда ищет место, где ему лучше. Процесс этот практически рефлекторен, так что рано или поздно…Смена места работы – неудачное решение, если она не первая за текущий год, если вам дороги отношения с коллективом, если вы видите поистине радужные перспективы развития. В этом случае лучше поступить просто и честно – записаться на прием к шефу, и подробно объяснить ему свои претензии, сообщив результаты self-мониторинга. Намекнуть на то, что хоть работа вам и дорога, но деньги дороже. Разумный руководитель поймет и примет правильное решение. Есть один нюанс: этот способ работает только в тех случаях, если вы, как специалист, являетесь уникальной и незаменимой единицей.
3. Если ничего не помогло – смело меняйте работу. Задумайтесь над приоритетами: слепая жажда денег и закономерное желание получать за свою работу, сколько следует – разные вещи, а многие почему-то их часто путают. Оценка своей рыночной стоимости – это одно, а торги за зарплату – другое. Оценка – объективна, торги – зачастую унизительны.
Вся наша жизнь по сути - один сплошной базар, успех зачастую зависит от того способности себя продавать. И (практикой подмечено!) продавать себя лучше не торгуясь, не оставляя ни малейших намеков и возможностей двусмысленного истолкования. В любом случае, инфляцию никто не отменял, и любые повышения через некоторое время опять будут казаться недостаточными.
Будьте не рабами, а дельцами! Удачи вам в сражениях за зарплату!
Мария Мишуренко
12NEWS©
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2013