ИТ-индустрия – сфера, которая прогрессирует со скоростью света. Даже самые совершенные учебные программы не в силах угнаться за всеми ее изменениями. А существующая ВУЗовская система устарела настолько, что даже заикаться о мало-мальски профессиональном ИТ-образовании в России – смешно.
Всего лишь на 20-30% удовлетворяет нуждам бизнеса современное образование, утверждают сотрудники технических институтов. Фактически, эти цифры должны были давно спровоцировать панику, как у государства, так и у представителей российского бизнеса.
Полагаясь на типично русский «авось», сильные мира сего не задумываются о том, как взращивать лучшие умы отечества. И если ничего не предпринять в ближайшее время, последствия будет пренеприятными – вплоть до дефицита кадров и последующего неизбежного краха всей отрасли.
Российские программисты всегда славились своими талантами, и, в первую очередь, нестандартным подходом к проектам. Именно поэтому основным экспортным ИТ-товаром страны стало эксклюзивное программирование. Эта ниша рынка сегодня сужается, и если не задуматься всерьез о профессиональном образовании, она и вовсе исчезнет. Если раньше к специалисту, устроившимся в тепленькое местечко «на конвейер» (к примеру, программировать микроконтроллеры мелких бытовых приборов) относились пренебрежительно, то сейчас подобная работа для выпускника технического вуза считается удачей – благо, что она хотя бы хорошо оплачивается.
Увы, можно констатировать, что достигать высот российские студенты не то чтобы не хотят, а просто не могут. Ибо нет на это подходящих образовательных программ, адаптированных под современность.
Чиновники, естественно, регулярно вносят в учебные планы свои поправки, но касаются они все больше фундаментального образования, и для практической пользы непригодны.
Не вызывает никаких сомнений, что без отличного знания теории программисту не жить как профессионалу. Однако новое время предъявляет новые требования. Индустриальное программирование, предполагающее работу в команде не ограничивается знанием одной только теории. Здесь пригождается практика – то есть та часть учебного процесса, которая во всех специализированных ВУЗах России поставлена из рук вон плохо. Нет и не было тесного контакта с реальными производственными процессами, отсутствует «погружение» в бизнес. Ограничиваясь фундаментальной теорией, преподаватели зачастую забывают о привитии таких необходимых навыков, как коммуникабельность, бесконфликтность, умение работать в команде. В итоге амбициозные молодые специалисты пускаются в свободное фриланс-плавание, нередко одиночное. И пока они будут успешно применять на этой ниве свои несомненные таланты и творческое мышление, можно забыть о развитии отрасли как таковой. Потому что серьезные, крупные проекты требуют крупных коллективов.
Кстати, консалтинговые компании Европы и Америки при оценке программиста ставая фундаментальное знание теории на восьмое место в списке приоритетных качеств!
Существующая проблемная ситуация может быть решена несколькими способами, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы.
Решение 1. Радикальное
Радикальный подход к проблеме заключается в том, чтобы перестроить всю имеющуюся на сегодняшний день систему образования таким образом, что при выстраивании учебных планов соблюдались как принципы академической базы, так и интересы предприятий заказчиков. Проще говоря, переориентировать систему учебного планирования на модульный принцип, позволяющий определить образовательные приоритеты для каждого отдельного региона. Образовательные модули также позволят привлекать специалистов-практиков из крупных компаний. Студенты смогут раньше начать практическую деятельность, преподаватели разгрузятся от составления пространных учебных планов «на год вперед».
Естественно, без крупных финансовых вливаний в образовательную сферу такая перестройка совершиться не может. Ведь для новой системы образования непременно потребуется новая материальная база и соответствующая инфраструктура.
Большой минус этого подхода: отечественным ИТ-компаниям весьма затруднительно будет осилить такие затраты.
Заинтересоваться капиталовложениями такого рода теоретически смогут крупные горнодобывающие и металлургические комплексы. Современный руководитель такого предприятия должен уметь предвидеть грядущий дефицит кадров, способных решать нестандартные задачи.
Что же касается западных ИТ-компаний, то такие монстры, как Intel, Microsoft, SAP, Oracle предпочитают готовить узких специалистов. Вкладывать деньги в объем знаний, который будет практически бесполезен на отдельно взятом проекте, иностранные инвесторы вовсе не собираются.
Решение 2. Либеральное
Коренная реформация системы образования – процесс долгий, ресурсоемкий и, очень рискованный. Можно подойти к существующей проблеме с другой стороны – не создавать новые образовательные структуры, а усовершенствовать уже имеющиеся. Прежде всего, самим ВУЗам необходимо переосмыслить отношение к бизнесу. Сейчас, пока в высшую школу поступает жалкий поток государственных субсидий, ВУЗы еще не приперты к стенке. В дальнейшем, когда тонкий ручеек государственного вспоможения иссякнет (а он иссякнет непременно), высшие учебные заведения просто вынуждены будут самостоятельно налаживать отношения с представителями предприятий, заинтересованными в подготовке «заточенных» под свои нужды кадров.
В общем, когда сами ВУЗы придут к пониманию рыночно-образовательных отношений, тогда и большой бизнес залатает дыры в своем кадровом составе.
Решение 3. Компромиссное
Корпоративный университет как альтернативный источник образования сможет дать специалистам необходимые знания уже после окончания ВУЗа. Корпоративные университеты не заменяют традиционное высшее образование, но они являются логичным дополнением к нему. В корпоративном университете можно совершенствовать уже имеющиеся профессиональные знания.
Как скоро свершатся желанные перемены, конечно, пока неизвестно. Но очевидно то, что лучшие традиции классического (можно даже не побояться слова «советского») образования в случае дальнейшего бездействия в скором времени будут преданы забвению.
Мария Мишуренко
12NEWS©
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2008