В реальном водовороте все попавшие в него объекты под воздействием центростремительных сил сближаются и сталкиваются в самых непредсказуемых комбинациях. Цифровой же водоворот — неизбежное движение всех отраслей к «цифровому эпицентру», где бизнес-модели, коммерческие предложения и цепочки создания ценности цифровизуются до максимально возможного уровня. Получаемые в результате «компоненты» могут беспрепятственно объединяться, создавая новые прорывы, стирающие грани между отраслями.
Apple, Uberи WhatsApp— вот лишь несколько примеров прорывов за пределы царства давно существующих компаний. Вспомним, что еще недавно ни производители телефонов, ни музыкальные мейджоры не видели в компании Appleпотенциальной угрозы. Сегодня же, как никогда, велика вероятность появления из ниоткуда новых цифровых сотрясателей основ, которые создают революционные решения, комбинируя несовместимые, на первый взгляд, технологии и бизнес-модели. Но готовы ли к этому руководители отраслей?
Чтобы изучить спиралеобразное развитие цифровой революции, Ciscoи Международный институт управленческого развития (InternationalInstituteofManagementDevelopment, IMD) организовали Глобальный центр цифровых преобразований бизнеса (GlobalCenterforDigitalBusinessTransformation, DBTCenter). Расположенный в кампусе IMDв Лозанне (Швейцария), центр стал международным исследовательским центром актуальных процессов цифровой трансформации бизнеса. Он только что выпустил первый из планируемых отчетов по интеллектуальному лидерству, озаглавленный «Цифровой водоворот, или Как цифровая революция реформирует промышленность» (Digital Vortex: How Digital Disruption Is Redefining Industries”) и составленный по результатам опроса 941 бизнес-лидера из 12 отраслей в 13 странах[1]. Воспроизведу ключевые положения этого документа.
Ставки, очевидно, очень высоки. Средний срок до начала преобразований во всех 12 отраслях едва превышает 3 года. Те организации, которые выберут путь преобразований, ждет увлекательное путешествие. На этом пути будет оцифровано все, что только можно оцифровать. А все, что не способствует конкурентному преимуществу, будет отброшено (например, продукты для работы с бумажной документацией). В эпицентре, где действующие бизнес-модели сталкиваются и соединяются в совершенно новом виде, прорывы происходят постоянно.
Компания Teslaобъединила автомобильные технологии с программным обеспечением и теперь позиционирует свои инновационные аккумуляторы как потенциальную угрозу для традиционного энергоснабжения, а по ее следам уже, без сомнения, идут другие «комбинаторные революционеры», придумывая новые сочетания технологий и бизнес-моделей, способные низвергнуть солидные организации, а то и целые отрасли. Цифровые революционеры будут действовать быстро, используя свои инновации для получения рыночной доли и масштабируясь быстрее тех, кто по-прежнему полагается на физические бизнес-модели.
Вместе с тем устоявшимся компаниям не следует напрочь отбрасывать то, что обеспечило их успех, и имитировать модные цифровые тактики. Скорее, им следует пересмотреть свой прежний опыт и подвергнуть серьезной проверке способы предоставления результатов заказчикам. Это означает изменение самой организации, включая операции, бизнес-культуру, модели получения доходов и многое другое. При этром все эти изменения должны быть фундаментальными и постоянными.
Было бы ошибкой думать, что в эпицентре цифрового водоворота находится финишная ленточка. Инновации и прорывы должны происходить постоянно. Но тем, кто продолжает нестись по бурлящим цифровым водам, заставляя их работать на себя, воздастся сторицей.
© Cisco Systems, 2015
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2015