12NEWS
Retail, POS, RFID

Внедрение технологии RFID в розничную торговлю

ФОТО: FLICKR.COM®
Отчего столько шумихи вокруг технологии радиочастотной идентификации (RFID)? Ну, прикрепляются ярлыки к товарам, а данные потом считывает сканер. Удобно для цепи поставок. Но разве штрих-коды не выполняют той же функции?
Доктор Питер Харроп из компании IDTechEx дает десять советов, как применять RFID в упаковке

1.

Продажи систем RFID начались всего несколько лет назад: убедитесь, что вы нашли подходящего поставщика, который обеспечит вас необходимой продукцией в нужных количествах.

2.

Работайте с системным интегратором, у которого хорошая репутация в данной области деятельности, или воспользуйтесь услугами консультанта.

3.

Высокочастотные (HF) радио-ярлыки являются самыми проверенными. Ваш клиент определит, каким характеристикам должны отвечать ваши ярлыки, но могут быть еще неписанные дополнительные требования.

4.

Ультравысокочастотные (UHF) ярлыки, действующие по стандартам ISO/EPCglobal, обеспечивают большую дальность считывания, но более чувствительны к воде, металлам и положению упаковки. Работайте с экспертами по этим ярлыкам.

5.

Ультравысокие частоты (UHF) в большинстве стран мира либо запрещены, либо разрешены в очень узких пределах. Никогда не будет одной, признаваемой во всем мире ультравысокой частоты.

6.

Тем не менее, УВЧ продолжает использоваться для радиочастотных ярлыков в цепи поставок на уровне палет и контейнеров. Ярлыки УВЧ для считывания на близком расстоянии являются перспективными, но до сих пор не проверены в качестве замены высокочастотным ярлыкам, используемым на уровне отдельного товара. В долгосрочной перспективе ярлыки УВЧ обещают значительные преимущества в цене.

7.

Применение самых последних технических достижений в технологии RFID – дело очень прогрессивное, но сопряжено с проблемами. С ультравысокочастотными ярлыками пользователь должен сам писать данные, прикреплять чипы на упаковку и печатать антенны. Покупка предварительно изготовленных радиочастотных ярлыков и наклеивание их на упаковку гораздо проще. Ходите, прежде чем сможете бегать.

8.

Дефектные радиочастотные ярлыки, которые, что называется, «мертвы по прибытии» или после наклеивания, приведут к проблемам с вашими клиентами: проверьте упаковки, снабженные ярлыками.

9.

Зачастую большую прибыль, чем на крупных рынках, можно получить на ограниченных одним видом товара сегментах, таких, например, как рынок этикеток RFID для лекарств. Ищите ниши.

10.

Следите за развитием технологий; они откроют новые возможности бизнеса на базе RFID.

Лишь до известной степени. Ярлыки RFID могут распознаваться на расстоянии гораздо быстрее, нежели штрих-код, причем несколько одновременно. Кроме того, они точнее определяют категорию товара, идентифицируя конкретную пару обуви, а не только модель. «Электронный код продукции EPC (код RFID) идентифицирует отдельный экземпляр, а не тип», – объясняет Майк Лайон, управляющий по бизнесу GS1, организации, которая определяет стандарты автоматической идентификации.

Хотя введение радиочастотных ярлыков для каждого отдельного товара пока не стоит на повестке дня компании Tesco, тем не менее, низкочастотные метки, считываемые на небольшом расстоянии, уже используются в настоящее время там, где расходы на данную технологию оправданны.

Будущее RFID до сих пор в чем-то неопределенно. Три года назад поднялась волна рекламной шумихи: компания Wal-Mart в США объявила о намерении использовать радиочастотные метки во всей цепочке поставок, чтобы отслеживать движение партий товаров и свести затраты, связанные со складированием, к минимуму. Tesco в Великобритании говорила о радиочастотной идентификации отдельных товаров в целях усиления складского контроля и внедрения RFID в магазины вплоть до кассовых аппаратов.
А в этом году наблюдается определенный спад. Планы Tesco стали куда менее масштабными, и теперь меньше разговоров о радиочастотной идентификации на уровне отдельных товаров. Но где эта технология будет реально использоваться, и когда?

Какой RFID?

Мировая технология RFID начала внедряться по модели Wal-Mart, предполагающей, что радио-метки прикрепляются к большим транспортным контейнерам и паллетам и быстро считываются с расстояния в несколько метров. С этой целью в начале внедрения технологии RFID применялись радио-ярлыки, работавшие с ультравысокими частотами.
Когда Tesco ратовала за агрессивное разворачивание радиочастотной идентификации и предсказывала охват данной технологией 1400 магазинов уже к середине этого года, компания имела в виду внедрение радиочастотных меток для каждой единицы товара, чтобы можно было отслеживать движение товаров вплоть до кассы. По мнению М. Лайона, это никогда не представлялось возможным, так как подобный тип идентификации не работает с ультравысокочастотными ярлыками. Большое расстояние считывания означает, что сканер может сосчитать все товары в корзинке прямо на ходу, но слишком велика опасность того, что сканер прочитает содержимое и других корзинок.

Ультравысокочастотные ярлыки довольно дороги – их цена, как правило, составляет около 0,2 евро. К тому же они функционируют обычно в логистической цепочке и наносятся на тару, используемую повторно, например, - на транспортную. Они очень мало влияют на упаковку товаров в розничной торговле.

Большинство радиочастотных меток не нуждается в батареях. Они выдают сигнал, используя электроэнергию, индуцируемую сигналом сканера. Но что касается крупногабаритной продукции, то здесь радиочастотные метки с батарейками могут считываться с гораздо большего расстояния. На заводе авиалайнеров-гигантов Boeing, например, двигатели и другие компоненты снабжены активными радиочастотными ярлыками, но при стоимости в 50 долларов эти ярлыки никогда не будут применяться в розничной торговле.

Работая с УВЧ-радиометками, компания Tesco умерила свои амбиции, поскольку эти метки просто не делают того, что от них требуется, «в плотной среде считывания», в частности, в магазине. Tesco перешла на радиочастотную идентификацию единиц поставки, снабжая метками обращаемую транспортную тару, такую, как коробки, поддоны и тележки в собственной системе доставки. До сих пор один склад и сорок магазинов применяют технологию RFID, но компания в ближайшие годы планирует внедрить ее на всех своих тридцати складах.

Охват поставщиков

Так же, как в ситуации с розничными магазинами, компания Tesco не распространяет технологию RFID на поставщиков. «На месте у производителей ярлыки радиочастотной идентификации не применяются, а мы пока не нашли эффективного способа их применения на наших складах», – отметил директор по информационным технологиям группы Tesco Колин Кобейн на конференции Британской ассоциации розничной торговли, посвященной проблемам RFID.

Такой осторожный подход весьма далек от первоначально ожидаемой стратегии стремительного развития технологии радиочастотной идентификации. В США, например, компания Wal-Mart определила своим поставщикам крайний срок, в который те смогут вписаться в ее схему RFID. «Наша концепция не включает поставщиков, - объясняет Д. Уотсон.- Мы помечаем ярлыками единицы поставки, когда они с наших оптовых баз отправляются в магазины». Она добавляет также, что в будущем могут произойти перемены, так как Tesco ведет работу с поставщиками с этой целью.

По общим отзывам, подобная ситуация сложилась в фирме Wal-Mart. Большинство ее партнеров предпочитает помечать радиочастотными ярлыками транспортные контейнеры, а не продукцию, и делают они это на оптовых базах, где товары поступают в систему Wal-Mart, а не у себя на предприятиях в момент упаковки. Исключение составляет поборник технологии RFIDкомпания Gillette, которая размещает радиочастотные ярлыки на коробках с бритвами прямо на своей американской фабрике. По словам Джамшеда Дубаша, директора по технологиям автоматической идентификации компании Gillette, компания рассчитывает сэкономить 25% своих издержек одним махом, прикрепив радиочастотные метки на все коробки в момент упаковывания. Но наибольшую выгоду ожидают от работы с розничными магазинами.

Весь фокус состоит в прохождении информации между поставщиками, оптовой и розничной торговлей. Gillette имеет возможность отслеживать свою продукцию в пределах империи Wal-Mart с помощью Интернет-сайта под названием Retail Link. Но, чтобы получать эти данные и пользоваться ими, нужны большие вложения в информационные технологии.
Несмотря на опыт компании Tesco, применение радиочастотной идентификации каждого отдельного товара может быть осуществимым благодаря низкочастотным ярлыкам, считываемым на близком расстоянии. Эта та же технология, которая используется системой транспортных карт в Лондоне Oyster Card Transport for London, и данные могут считываться только с расстояния 20 см.

Радиочастотная идентификация на уровне товара вступает в пору совершеннолетия

Между тем, появляются люди, которые начинают применять радиочастотную идентификацию отдельных товаров. «Это начинается в фармацевтической промышленности, - говорит М. Лайон.- Технология RFID – это средство защиты от подделки, дающее людям уверенность в том, что они приобретают именно нужное им лекарство. Она спасает жизни, и лучшего оправдания затратам вы не найдете».
Она приходит и в индустрию одежды. Опытное применение RFID в обувном отделе японского универмага «Мицукоси» позволила персоналу быстрее находить покупателям обувь нужного фасона и размера. По прошествии года новая система наполовину сократила время обслуживания покупателей и повысила объем продаж на 10%.

В Великобритании Marks and Spencer широко испытывает радиочастотные ярлыки для одежды, имеющей сложную структуру размеров, такой, как бюстгальтеры и мужские костюмы. Радиочастотные ярлыки позволяют магазинам отслеживать одежду различных стилей и размеров. Впрочем, принимая во внимание возможные возражения, касающиеся неприкосновенности частных тайн, компания M&S пообещала не сканировать радиочастотные метки на контроле, чтобы нельзя было увязать уникальный код товара на одежде с информацией о покупателе.
Определенно, технология RFID способствует более эффективному распространению товаров, но ее внедрение – процесс небыстрый.

[Перепечатка материалов 12NEWS.ru разрешается только с предварительного согласования с редакцией или автором. Если вы читаете этот материал на другом ресурсе, пожалуйста, сообщите нам об этом editor@12news.ru]

А как же конфиденциальность?

Среди широкой публики неразбериха с технологией RFID вызвала острую полемику, в пылу которой защитники личной конфиденциальности окрестили радиочастотные ярлыки «шпионскими чипами» и предупредили, что они могут использоваться для слежки за людьми. По иронии, противники новой технологии протестуют против систем радиочастотной идентификации на уровне товара, которые до сих пор не имеют практического применения.

Они также неправильно поняли природу радиочастотных ярлыков: каждый ярлык содержит только серийный номер. Стандарты электронного кода продукции (EPC) требуют, чтобы этот номер был уникальным и относился только к одному ярлыку, а это значит, что он может быть найден исключительно в базе данных владельца. «Здесь не больше нарушения частной конфиденциальности, чем в случае с штрих-кодом», - говорит управляющий по бизнесу GS1 Майкл Лайон.
Он отмечает: «Не питая доверия в техническом плане к чему бы то ни было, эти группы давления добились одного хорошего результата: технология RFID будет развиваться в рамках строгой ответственности».
В Великобритании уполномоченный по информации определил, что любые вопросы сохранения конфиденциальности данных, не только на ярлыках, уже подпадают под действие законодательства о защите данных.
По его словам, своевременных объяснений достаточно, чтобы обеспечить регулирование технологии, но не ее удушение: «Мы не хотим, чтобы к ней относились, как к генетически модифицированным продуктам».


Питер Джадж
Публикуется на 12NEWS с разрешения издания Packaging News
(№1, 2006г. www.packnews.ru)


Packaging News — журнал для менеджеров упаковочной отрасли.
Один из ключевых трендов современного маркетинга — продажа товара с помощью оригинальной упаковки. В условиях жесточайшей конкуренции производителям приходится найти способ сделать свое предложение уникальным. Ведущие бренды инвестируют значительные средства в упаковку своей продукции, чтобы опередить конкурентов. Большое преимущество получает тот, кто владеет актуальной и объективной информацией о рынке и ключевых трендах. Источник такой информации — журнал Packaging News.

Опубликовано Просмотров: 17726
Статистика Открыть ссылку в новом окне
В Яндекс Печатная версия
Комментарии на публикацию Внедрение технологии RFID в розничную торговлю