Мнение PwC
«Спящий великан» пробуждается от сна
сегодня клиенты ждут от консультантов предложений, которые принесут реальную пользу
Со временем перестает работать модель, по которой клиентская история ведется неструктурированно, а доступ к нужной информации занимает значительное количество времени. Мобильность, использование современных технологических платформ, максимальная автоматизация всех бизнес-процессов – тенденции, которые продиктованы временем. Общая задача для всех подразделений – привлечь и удержать клиентов, далее строятся частные цели: для коммерческих подразделений - управление продажами, для маркетинга – стимулирование сбыта и разработка программ лояльности, для телемаркетологов – удобная форма проведения опросов клиентов, оперативное выявление нужд и т.д. Клиенты становятся более требовательными к сервису, требуют более качественного и квалифицированного обслуживания.
Автоматизация бизнес-процессов и сокращение административных затрат выходят в подобной ситуации на первый план. Рассмотрим повседневные трудности, с которыми сталкиваются различных подразделений банков.
Отдел продаж
• отсутствие быстрого доступа к данным о клиентах и кредитной истории
• отсутствие качественного анализа конкурентных продаж
• нечеткие цели продаж и отсутствие прогнозов
• отсутствие отлаженной схемы управления воронкой продаж (например, нет взаимосвязи между конкурентным анализом и системой, в которой фиксируются возможные сделки)
• большое количество рутинных задач, связанных со счетами, открытием и закрытием заказов, предложений
• множество рутинных отчетов
Следствием вышеперечисленных трудностей является непродуктивность продаж, отток клиентов, потеря клиента после первой сделки.
Отдел маркетинга
Ни для кого не секрет, что исчерпывающее владение информацией о клиентах, наличие связи проводимых маркетинговых кампаний с Интернетом, проектами и анкетированием – залог успешности любой кампании. Однако маркетологи сталкиваются с трудностями, причина которых:
• отсутствует единый инструмент для планирования и проведения маркетинговых кампаний или работает неэффективно
• невозможно четко отследить результаты кампаний
• множество рутинных отчетов
Сегодня на рынке представлено немало решений управленческого уровня - систем CRM, BI и ERP, обеспечивающих автоматизацию и стандартизацию всех операций по обслуживанию клиентов и других бизнес-процессов финансовых организаций. Благодаря внедрению подобных систем увеличивается производительность работы сотрудников банка, сокращаются административные издержки, растет прибыль. Подобные решения позволяют банкам не просто внедрять системы для анализа и хранения данных, но и предоставят инструмент для ведения мощной аналитической отчетности для эффективного управления банковской деятельностью. Повышенное внимание уделяют банки не только выбору решения, но и партнера, способного реализовать подобный проект и обеспечить его дальнейшее развитие.
В качестве наиболее приоритетных направлений при распределении ИТ-бюджетов банков респонденты Price WaterHouse Coopers (275 организаций из 67 стран) выделили:
· улучшение инструментария менеджеров по работе с клиентами при поддержке консультантов
· улучшение клиентской отчетности
· повышение уровня автоматизации процессов
· модернизацию систем с целью обеспечения нормативно-правовых требований
· повышение уровня автоматизации ключевых процессов при работе с клиентами
и др.
На сегодняшний день уже немало российских банков внедрили CRM для решения различных прикладных задач – автоматизация ипотечного кредитования («Татфондбанк»), запуск новых маркетинговых программ и автоматизация работы с клиентскими данными (Банк DeltaCredit), автоматизация работы контакт-центра и процесса продаж банковских услуг (банк «Возрождение») и другие. По мнению экспертов PwC, в ближайшие 3-5 лет банки намерены существенно повысить эффективность продаж за счет внедрения новых технологических платформ.
Учитывая тенденции к мобильности, производители систем делают ставку на кросс-платформеннность - доступность пользователям Windows Phone 7, iPad, iPhone, Android и BlackBerry.
Microsoft Dynamics CRM – один из наиболее востребованных на рынке продуктов, так как способен обеспечить комплексное управление процессами продаж, маркетинга и обслуживания клиентов. Из преимуществ можно выделить - анализ окупаемости инвестиций, возможность автоматического построения отчетности и ведения аналитики по обслуживанию клиентов, отслеживания реакций на маркетинговые кампании. Имея в свободном доступе полную информацию о клиентах, сотрудники смогут лучше и эффективнее продавать, используя полученные данные в нужном ключе. Система обладает мощным аналитическим аппаратом – благодаря технологии Microsoft SQL Reporting Services отчетность выстраивается по заданным пользователем параметрам и оформляется в удобном формате (к примеру, в таблицах Microsoft Excel).
Имея данные о клиентах в единой и удобной системе, вы сможете эффективнее выявлять потребности клиентов и строить подходящие предложения. Среди других возможностей - управление кампаниями, отслеживание связи проводимых кампаний с проектами, Интернетом и конкурентными кампаниями, прогнозирование продаж и получение готовых отчетов.
В виду повышенного интереса российского бизнеса к облачным вычислениям, компания Microsoft предприняла соответствующие шаги в минувшем году, разрабатывая новую версию. Новый релиз системы - Microsoft Dynamics CRM 2011 будет доступен в России, как в привычном формате, так и в облаке (SaaS), в отличие от предыдущих версий.
Как происходит внедрение?
Разберем процесс внедрения Microsoft Dynamics CRM поэтапно. Итак, банком принято решение о необходимости внедрения CRM, и тут главное – не ошибиться в выборе. Стоит учесть функциональные возможности системы, опыт применения в российских банках, наличие технической поддержки от вендора. Если всего этого не учесть – неприятностей не избежать, система может быть сырая, выдавать ошибки, заставлять операторов еще больше времени тратить на внесение и поиск информации, утяжелять работу других приложений.
Задачи проекта могут быть самые различные, приведем лишь наиболее распространенные:
· автоматизация работы контакт и call-центров;
· автоматизация процесса продажи услуг банка (в т. ч. автоматизация кросс-продаж);
· разработка единого продуктового каталога розничных продуктов;
· автоматизация построения аналитических отчетов;
· автоматизация расчета необходимых условий кредитования;
· автоматизация планирования маркетинговых кампаний и расчета эффективности их проведения.
Из нестандартных задач хотелось бы упомянуть возможность организации голосования по вопросам кредитования, что значительно увеличивает скорость выдачи кредитов и способствует вторичным сделкам.
Для удобства банка могут быть протестированы различные решения, что помогает точнее определиться с требованиями к проекту и необходимым функционалом. В общем виде подобный проект содержит следующие этапы:
· анализ и формализация бизнес-процессов банка;
· подготовка технического задания на проект;
· настройка интерфейсов CRM-системы;
· миграция данных в систему из других источников;
· тестирование и доработка по его результатам;
· развертывание и настройка системы;
· интеграция с информационными системами банка;
· разработка дополнительных компонентов;
· организация обучения пользователей;
· техническая поддержка.
В ходе CRM-проекта может потребоваться доработка существующего функционала системы, исходя из бизнес-задач заказчика. Приведем пример недавнего внедрения в одном из крупнейших банков. За 6 месяцев полностью автоматизирована работа службы телемаркетинга. Зафиксированы результаты проекта:
· количество звонок в час выросло на 56%
· эффективность работы операторов выросла на 12%
· количество активированных кредитных карт в месяц выросло на 48%
В качестве платформы для решения использовалась система Microsoft Dynamics CRM 2011, выполняла работы компания НОРБИТ.
В идеальном мире взаимоотношения с клиентом должны быть направлены на долгосрочную перспективу. Российский рынок несколько отстает от западного в этом направлении, но постепенно набирает обороты.
Дмитрий Рыбаков
Директор департамента CRM компании НОРБИТ
Для 12NEWS
© НОРБИТ, 2012
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2012
CRM (Customer Relationship Management) - управление взаимоотношениями с клиентами
CRM включают в себя комплексный подход, методологию, инструменты и все бизнес-процессы, которые компания использует, чтобы создавать и отслеживать все контакты персонала с ее текущими и потенциальными клиентами.
С помощью CRM - функциональности различных систем автоматизируются многие процессы по обслуживанию клиентов, а вся накопленная информация о клиенте служит целям дальнейшего сервиса продаж и маркетинга.