В первом случае, требование к улучшению финансовых показателей и снижению оперативных издержек закономерно определяет ключевой вектор стратегического менеджмента - оптимизацию бизнес-процессов, их автоматизацию, стандартизацию и информационную поддержку, что может быть обеспечено при успешном внедрении ERP системы.
Во втором, это политическое решение руководства и следствие выделенного финансирования под эти цели: ведь модернизация предполагает не только техническое, но и информационно-технологическое переоснащение. Обе эти предпосылки не являются настолько весомыми, чтобы преодолеть естественный барьер, существующий в горнодобывающей отрасли - приверженность горнодобывающих предприятий традиционным процессам и процедурам оперативного менеджмента, сопротивление идее унификации и стандартизации учета, контроля и отчетности, необходимых для успешного внедрения систем автоматизации. Как следствие, мы видим единичные примеры внедрения ERP систем в России и странах СНГ. Но, примеры есть. Успешно внедрены решения на базе Microsoft Dynamics AX на Раменском горно-обогатительном комбинате, ХК «Якутуголь», ЗАО «Сибирский Антрацит», идет внедрение в золотодобывающей компании «Алтыналмас» и угольной компании «Заречная».
Факт того, что предприятия горнодобывающего сектора сегодня рассматривают возможность подобного внедрения, взвешивая все риски и планируя перспективы, говорит о том, что для потребителей технологии очевидны проблемы, которые приводят к низкой рентабельности, и очевидны преимущества от внедрения ERP-решений.
Причина низкой рентабельности в горнодобывающей отрасли зачастую скрыта в отсутствии отлаженного канала быстрого информационного обмена, возможности консолидировать, систематизировать, получать достоверную информацию, просто взаимодействовать с ней, что, так или иначе, отражается в несоблюдении сроков и срыве графика поставок.
С одной стороны, здесь имеет место географическая и функциональная разобщенность подразделений, когда при реализации проекта не ясна зависимость между результатами деятельности разных команд в рамках единого бизнес-процесса, затрудняется планирование и управление не только в области сроков, но и в области затрат. Другая проблема здесь же — отсутствие контакта и доступа к ключевым сотрудникам в виду их изолированности, невозможность передать знания, передовой опыт, инновации и, как следствие, концентрация каждого подразделения на решении проблем собственными силами путем «изобретения велосипеда». Важно то, что в отсутствии информационного обмена и отлаженных каналов коммуникации, при излишнем бюрократизме в продвижении инновационных практик, зачастую бизнес-процессы не являются стандартизированными, а ряд задач вообще решается несколькими ключевыми «уникальными» сотрудниками на всех проектах, что уже может привести к материально-техническим проблемам.
Другая сторона вопроса уже касается невозможности оперативно получать достоверную информацию. Ведь для принятия эффективных управленческих решений необходим не только доступ к информации, но и качественное ее представление, оперативность и достоверность представляемых данных, гарантированное получение доступа к ней всех заинтересованных лиц вне зависимости от их географического положения и часовых поясов. В горнодобывающей отрасли очень часто мы видим, что каждое подразделение имеет собственные модели подготовки отчетности, учета, бюджетного контроля и прочее. Остро встает вопрос унификации, что с уже выявленным выше требованием к стандартизации бизнес-процессов, превращается в реальную проблему.
Информационные технологии позволили создать среду для совместной работы, обмена знаниями, бизнес-анализа и управления. Мгновенное информирование, понятное представление большого объема данных, удобный поиск при удобном представлении бизнес-процессов становятся в такой среде основой для эффективного оперативного, финансового и стратегического менеджмента, что весьма актуально для предприятий горнодобывающего сектора. Но самым главным, при этом, становится наличие специально разработанных решений, учитывающих специфику данной отрасли.
В частности решения для горнодобывающей промышленности на базе Microsoft Dynamics AX учитывают:
- распределенную структуру: централизованное управление территориально разрозненными структурами, сведение общей отчетности, контроль и анализ;
- специфику управления снабжением: заявки подразделений, требования складов, сводные заявки, автоматическое создание закупок;
- многоуровневое планирование управления отгрузками;
- планирование платежей: утверждение плана платежей, ежедневное планирование, журнал платежей, исключение задвоенных счетов и накладных,
- и другие
Внедрение подобных решений позволят повысить рентабельность компании за счет оптимизации использования производственно-технологической базы, контроля сроков поставки готовой продукции, оперативного проведения расчетов, получения всей необходимой информации для осуществления оперативного контроля, анализа, планирования и управления. А ведь это и есть цель антикризисной стратегии и модернизации.
Для примера рассмотрим проект автоматизации Раменского горно-обогатительного комбината (РГОК).
В качестве корпоративной системы управления на Раменском ГОКе с января 2006 года используется система Microsoft Dynamics AX.
Андрей Солдатов, финансовый директор ОАО «РГОК» в 2007г.: «Когда мы стали решать, какую систему нужно внедрить, у нашего акционера не было единой корпоративной программы. Было ясно, что через один-два года Sibelco придет к этому, а значит, нам придется пережить следующий виток автоматизации. Выбрав отечественный продукт, мы фактически приговаривали себя к повторению процесса».
Фактически в опытную эксплуатацию Microsoft Dynamics AX была передана уже в мае 2005 года, когда был завершен первый этап проекта и автоматизированы ключевые логистические операции комбината – учет выпуска и сбыт готовой продукции, снабжение подразделений и складской учет, а также управление финансами, расчеты с клиентами и поставщиками и бухгалтерский учет в части отражения логистических операций. В полном объеме функциональность бухгалтерского учета была запущена на РГОКе на втором этапе проекта в апреле 2006 года наряду с налоговым учетом, управленческой отчетностью в соответствии с требованиями акционера и модулем управления кадрами.
Внедрение Microsoft Dynamics AX на Раменском ГОКе позволило не только создать единую интегрированную систему для ведения данных о хозяйственной и финансовой активности предприятия, благодаря использованию системы удалось повысить точность планирования поставок готовой продукции и обеспечить оперативное проведение отгрузок. Возможности системы также позволили вести оперативный контроль уровня дебиторской задолженности по каждому клиенту, вследствие чего возросло качество обслуживания клиентов комбината, и были улучшены финансовые показатели. Кроме того, удобный механизм сбора и анализа заявок на ТМЦ, реализованные в системе, позволил повысить эффективность системы снабжения комбината.
В 2007 году в системе работало около 100 сотрудников РГОКа, в том числе специалисты отделов сбыта и закупок, финансовой службы и бухгалтерии, однако с развитием системы, по оценкам ИТ-службы комбината, в настоящее время число пользователей увеличилось.
Олег Дроздов, руководитель отдела информационных технологий ОАО «РГОК» в 2006г.: «Внедрение Microsoft Dynamics AX на РГОКе явилось катализатором многих изменений как на уровне управления бизнес-процессами, так и на уровне организации работы рядовых сотрудников комбината. Не все было просто как на этапах внедрения, так и после: фактически мы целый год приспосабливались к новым технологиям работы, однако сейчас с уверенностью можем сказать, что Microsoft Dynamics AX является неотъемлемым инструментом управления деятельностью комбината».
Результатами внедрения внедрения ERP-системы на РГОК стали:
· минимизация ручного труда за счет автоматизации большинства операций по вводу и обработке первичной информации;
· снижение трудоемкости рабочих процессов;
· организация единого информационного пространства для хранения информации;
· обеспечение контроля движения денежных средств и материальных потоков в результате автоматизации большинства учетных и финансовых операций;
· разработка и внедрение инструмента управления дебиторской задолженностью с возможностью настройки и контроля кредитного лимита для каждого клиента, изменения кредитного лимита при проведении отгрузок готовой продукции и расчетов с клиентами;
· оптимизация поставок готовой продукции клиентам;
· проведение отгрузок в оперативном режиме благодаря разработанной системе автоматического формирования заказов и интеграции корпоративной системы управления с электронным весовым оборудованием;
· ведение оперативного контроля затрат на производство автоматизация финансового и управленческого учета, формирование финансовых отчетов на основе российских и международных стандартов
В заключении стоит отметить, что успешность мероприятии по автоматизации предприятия любой отрасли зависит от нескольких факторов, в частности: выбора оптимального решения по техническим возможностям и цене, наличия положительного проектного опыта в вашей отрасли у компании-внедренца, активное участие в проекте внедрения руководства предприятия-заказчика и проектной команды заказчика.
Руслан Окрут
Компания «НОРБИТ»
© НОРБИТ, 2012
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2012
ERP (Enterprise Resource Planning System) — Система планирования ресурсов предприятия
Изначально термин ERP(Enterprise Resource Planning) применялся к системам планирования загруженности производственных мощностей. Несмотря на то, что термин ERP возник в производственной сфере, сегодня он имеет более широкую область применения. Современные ERP-системы обеспечивают выполнение всех основных бизнес-функций предприятия.
Системы планирования ресурсов предприятия - ERP - служат для интеграции всех данных и процессов организации в единый комплекс. Для этого современная ERP-система использует множество различных программных и аппаратных компонентов.
Стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning) был разработан в 1980-х годах и представляет собой набор требований к системе управления предприятием. Основные изменения, которые необходимо выполнить для соответствия этому стандарту, включают:
- Улучшение планирования и управления производством.
- Улучшение управления запасами и закупками.
- Улучшение финансового управления и учета.
- Улучшение управления качеством продукции.
- Улучшение управления проектами и программами.
- Улучшение управления рисками и изменениями.
- Улучшение поддержки принятия решений на основе информации, полученной из всех этих областей.