Одной из ключевых особенностей работы специалистов Центра решений Linuxпри реализации проекта миграции компьютерных классов в Лицее № 12 стал комплексный подход. При проектировании ИТ-инфраструктуры учебных классов учитывалась не только техническая сторона вопроса, но и организационная. Все работы проводились в несколько этапов:
– Предпроектное обследование – проведение анализа для определения точного состава необходимого программного обеспечения, а также основных функциональных требований к нему. На этом этапе было необходимо найти альтернативу каждой использующейся проприетарной программе, которая бы легко осваивалась как учениками, так и педагогами;
– Проектирование– на основе результатов, полученных на 1-м этапе, сформирован образ типовой рабочей станции учебного класса. В этот образ было включено необходимое свободное ПО, а также программы, свободных альтернатив которым не нашлось;
– Тестовая эксплуатация– проводилась учителями с целью оценки системы на соответствие предъявляемым к образовательному процессу требованиям. После согласования и утверждения образа типовой рабочей станции специалисты Центра Решений Linuxкомпании Softlineперешли к следующему этапу;
– Внедрение– оба учебных класса (20 рабочих станций) были переведены на свободное программное обеспечение;
– Обучение– специалисты Softlineпровели несколько открытых уроков, на которых ученикам и преподавателям в доступной форме была представлена информация о ключевых особенностях работы в Linux. Также был проведён ряд семинаров для учителей;
– Поддержка– специалисты Центра решений Linuxкомпании Softlineпродолжают помогать педагогам, так как понимают, что будущее свободного ПО в системе образования напрямую зависит от того, насколько эффективным и безопасным будет адаптационный период.
В первые несколько недель обучение в операционной системе Linux проводилось в качестве дополнительных занятий. Сегодня в Лицее образовательный процесс в классах информатики полностью переведен на свободное программное обеспечение. Реализация этого проекта стала очень важным шагом на пути широкого использования СПО в школьном образовании.
«Проведение миграции ИТ-инфраструктуры школы заключается не столько в установке операционной системы Linux на рабочие станции, сколько в адаптации программного обеспечения, входящего в состав операционной системы, к требованиям образовательного процесса, – объясняет Дмитрий Амиров, руководитель Центра решений Linuxкомпании Softlineв Екатеринбурге. – Методические наработки, опыт использования определённых программных продуктов, высокая загруженность педагогов – всё это факторы, которые существенно затрудняют процесс миграции, лишая его системности и прозрачности».
Об успешности проекта говорит отзыв, полученный от директора лицея Кулёвой Л.М. и завуча по ИТ Бреславской Т.А.: «Для нас, как и для многих других школ, процесс перехода на СПО является серьёзным испытанием, включающим в себя такие непростые вопросы как переподготовку преподавателей, методических документов. Наиболее сложным являлся вопрос функционального соответствия свободного программного обеспечения требованиям образовательного процесса. Центр решений Linux оказал нам неоценимую помощь, проведя перевод образовательного процесса нашего Лицея на свободное программное обеспечение».
«Данный отзыв важен не только для коллектива ЦР Linux, привыкшего к решению непростых задач, но и для всей образовательной системы, поскольку открывает путь для успешного внедрения СПО в других образовательных учреждениях», – считает Дмитрий Амиров.
© Softline, 2011
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2011