«Мы уверены, что технологические Центр Компетенции могут приносить ВУЗу прибыль. Как компания, активно работающая с промышленными предприятиями, мы достаточно хорошо представляем себе, в чем состоят их потребности, - рассказал Леонид Иванов, специалист департамента продаж компании «Ирисофт». - Любое развивающиеся предприятие, прежде всего, заинтересованно в получении прибыли, а для этого необходимо учитывать несколько составляющих. Прежде всего, это сильное административное управление, без которого в принципе невозможно развитие компании. Еще один важнейший фактор – технологии, которые позволяют не отставать от потребностей рынка, и последние – это наличие квалифицированных кадров.
Исходя из всего вышеизложенное, компания «Ирисофт» понимает, что ВУЗ является тем самым необходимым звеном в цепочке, так как именно ВУЗ готовить будущие кадры и ведет работу по повышению квалификации. Мы, как поставщик современных технологий, имеем высокую заинтересованность в том, чтобы выпускники, приходя на работу, уже владели необходимыми навыками работы с современными технологиями, и чтобы у предприятий была возможность для повышения квалификации их специалистов. Именно такой базой и может стать Центр Компетенций, той базой, где современные технологии и экспертные знания ВУЗа помогут вырастить профессиональные кадры».
Представители крупнейших технических ВУЗов отметили, что одной из проблем, связанных с реализацией проектов по созданию Центров Компетенции, является проблема финансирования. Так, Геннадий Проценко, декан факультета целевой контрактной подготовки студентов Кораблестроительного университета, отметил, что ВУЗу зачастую необходимо не просто приобрести лицензии ПО, на что выделяется малые бюджеты, но и, как правило, лицензию нужно продлевать, закупать новые версии продуктов, чтобы идти в ногу со временем. «Кроме того, студенту необходимо работать дома или в общежитии, выполнять какие-то курсовые проекты и практические задания, - добавил он. - Однако это зачастую невозможно, так как специальных лицензий для студентов у большинства вендоров ПО нет».
Юлий Лячек, доцент кафедры САПР ЭТУ (ЛЭТИ), согласился, что отсутствие достаточного финансирования – одна из ведущих проблем: «Студенты заинтересованы в обучении работе с помощью новых программных продуктов. Заинтересованы в получении квалифицированных кадров и предприятия. Однако отсутствие лицензионного ПО последних версий не позволяет готовить высококвалифицированных сотрудников. Может ли ВУЗ зарабатывать столько, чтобы покупать новые версии ПО – это очень серьезный вопрос. Возможно, было бы уместно какое-то лизинговое решение. Но пока ситуация не очень утешительная».
В свете вышеизложенных проблем для представителей большинства ВУЗов сюрпризом стал позитивный опыт по реализации подобного проекта в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете. Так, Алексей Боровков, директор по научной и инновационной деятельности Научно-инновационного института материалов и технологий СПбГПУ, рассказал об опыте работы Центра Компетенций в Политехническом университете. В частности, он отметил, что важно правильно выбрать бизнес-модель. Для СПбГПУ, где Центр Компетенции создавался около 10 лет назад, главным стало не обучение, а выполнение проектов на заказ: именно в связи с такой концепцией и закупалось программное обеспечение – проект должен быть выполнен на том ПО, которое использует заказчик. Такой подход позволил создавать не только Центры Компетенции, но и Центры Превосходства, так как у ВУЗа есть достижения, которых нет пока ни у кого в мире. Соответственно, данный проект полностью окупаемый и приносит значительную прибыль, позволяющую не терять высококвалифицированных сотрудников и давать возможность для работы студентам.
Участники круглого стола также отметили, что очень остро стоит вопрос трудоустройства специалистов. Следует отметить, что этот тренд относится к подготовке специалистов в рамках большинства технологических Центров Компетенции. С одной стороны, у ряда ВУЗов есть налаженные контакты с профильными предприятиями, для которых изначально готовятся кадры: так, ЛИТМО сотрудничает с ЛОМО, Кораблестроительный университет – с Адмиралтейскими верфями и так далее. Однако и здесь уже сказывается кризис: например, под сокращение чаще попадают молодые специалисты, только что закончившие обучение.
С другой стороны, ВУЗ зачастую не владеет информацией, о том какие технологии используются на предприятие, чтобы оценивать востребованность специалистов. К сожалению, как подчеркнул Геннадий Проценко, такая информация чаще всего недоступна. А включать обучение работе с определенным ПО только для расширения программы ВУЗу нецелесообразно.
Представители ВУЗов отметили, что участие в подобных круглых столах весьма интересно тем, что позволяет поделиться опытом работы по определенному направлению и зачастую по-новому взглянуть на существующие проблемы. Кроме того, всегда интересно посмотреть на успешный опыт реализации проектов.
© ИРИСОФТ, 2009
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2009