Сегодня есть компании, которые активно используют аутсорс, но есть и те, кто предпочитает инхаус-разработку. Последняя категория выбирает путь внутренней разработки чаще всего из-за негативного опыта, полученным еще «на заре» развития аутсорса – 10-20 лет назад. Но современное положение дел на рынке удаленной разработки уже не имеет ничего общего с тем прошлым.
Так каким же должен быть современный ИТ-аутсорс? И почему опыт прогрессивных компаний, использующих эти сервисы сегодня, радикально отличается от впечатлений первопроходцев 2000-х гг? Давайте разбираться.
Аутсорс или инхаус в ИТ-разработке? Как правило, бизнес выбирает тип модели исходя из своих задач, внутренних регламентов и бюджета. Те организации, которые выбрали путь аутсорс-разработки чаще всего используют его с целью оптимизации финансовых, временных затрат и концентрации собственных ресурсов на более приоритетных задачах. Компании, успешно использующие аутсорс-модель, отмечают снижение общих расходов организации до 25%.
В 2018 году, по данным Deloitte, бизнес пользовался услугами аутсорс разработки прежде всего для сокращения time-to-market, быстрого масштабирования и улучшения юзабилити продуктов. Статистика 2020 года показала, что приоритеты сменились и теперь сокращение финансовых издержек играет ключевую роль. Согласно отчету Global Outsourcing Survey report, 70% компаний применяют аутсорс-разработку с целью оптимизации затрат, 40% – получают больше гибкости, обращаясь к внешним ресурсам, 20% – по-прежнему используют услуги внешних экспертов для увеличения скорости релиза продукта.
Данные аналитического агентства Statista подтверждают тенденцию. Больше половины бизнес-лидеров, а именно 59%, говорят о широком применении аутсорса с целью сокращения расходов. Остальные респонденты используют аутсорс-модель для того, чтобы уйти от микроменеджмента и сосредоточиться на бизнесе.
События прошлого года, смещение фокуса на глобальную цифровизацию, растущий объем ИТ-задач, особенно в финтех-индустрии и дефицит компетентных кадров заставили многие компании внимательнее присмотреться к модели аутсорс-разработки и все чаще привлекать внешнюю экспертизу для реализации внутренних проектов.
Заказная разработка ПО прочно вошла в практику многих бизнесов, в частности в финсектор, о чем свидетельствует статистика CNews Analytics. Согласно исследованию, темп роста выручки крупнейших поставщиков ИТ-услуг для финансовых организаций в последние годы остался неизменным, но совокупный оборот участников исследования впервые превысил 200 млрд руб. Такие показатели наглядно демонстрируют, что темпы инвестиций в ИТ со стороны финтеха будут только расти, а значит, вырастет и объем задач на разработку ПО.
Вместе в этим остается часть компаний, которая не пользуется услугами ИТ-аутсорса или пользуется ими ограниченно. Некоторые из них считают, что работа с внешними командами ограничивает контроль процессов разработки и управлять такими процессами труднее, чем внутренними. Другие полагают, что аутсорс — это дорого и выгоднее использовать ресурсы штатных специалистов. Мнение, что только внутренняя разработка обеспечит продукт высокого качества также имеет широкое распространение.
Как правило, эти расхожие суждения вызваны негативным опытом, полученным при использовании аутсорс-услуг еще «на заре» этого вида деятельности в начале 2000-х гг. Но современная аутсорс-разработка ИТ-продуктов уже не имеет ничего общего с практиками 10–20-летней давности. Так каким же должен быть современный ИТ-аутсорс? И почему опыт прогрессивных компаний, использующих эти сервисы сегодня, радикально отличается от впечатлений первопроходцев 2000-х гг? Давайте разбираться.
Какие работы чаще всего отдают на аутсорс?
Рассмотрим самые распространенные виды аутсорс-услуг, которыми пользуются сегодня компании:
Выполнение отдельных блоков работ, зачастую на нерегулярной основе. Это может быть как модернизация существующих систем, с учетом текущих изменений и рыночных условий, так и комплексное создание продукта. Такой формат удобен, когда работа временная, а в штате нет нужной экспертизы и ресурсов для реализации задачи.
Аутстаффинг проектных команд или отдельных специалистов для определенного вида работ, например, аудит ИТ-систем или тестирование новых функциональных возможностей продукта. Аутстаффинг специалистов используется, когда требуется закрыть срочные задачи или усилить собственную команду.
Техническая поддержка и развитие программных решений, включая обслуживание ранее созданных ИТ-сервисов. Это может быть как временная техподдержка, так и постоянная, если, скажем, приложение нуждается в регулярном обновлении.
Широкий перечень возможностей показывает, что аутсорс-специалисты сегодня могут закрыть многие потребности бизнеса. Но оценить по достоинству плюсы формата заказной разработки удается тем компаниям, которые имеют в партнерах надежную, проверенную аутсорс-команду, работа с которой максимально комфортна и продуктивна.
Особенности отношений с аутсорс-командами
Часто взаимодействие заказчика с внешними командами разработки проходит в рамках модели клиент – временный исполнитель. Очередной проект, будь то создание клиентских решений, веб-сервиса или мобильного приложения, означает отношения с новым подрядчиком. В каждом случае проектной работе предшествует процедура проверки поставщика услуг, согласование формальностей, подписание пакета документов и неизбежный период адаптации к особенностям бизнеса заказчика.
К сожалению, такой способ работы часто не приносит ожидаемой продуктивности и оставляет у заказчика отрицательные впечатления. Product owner тратит время и ресурсы на организацию процесса, но в результате не получает желаемого результата, ввиду отсутствия должной вовлеченности внешних разработчиков в задачи клиента.
Этих сложностей можно избежать, выбрав для долгосрочных взаимоотношений надежного внешнего подрядчика. Успешное партнерство с ответственной аутсорс-командой не только развеет типичные опасения, но и перерастет в комфортные и выгодные для обеих сторон доверительные отношения. Заказчик получит проверенного подрядчика, который уже отлично знает внутренние процессы и готов обеспечить нужные ресурсы по первому требованию.
Каким должен быть надежный ИТ-партнер?
Как же идентифицировать ответственного и добросовестного партнера, когда рынок насыщен сотнями аутсорс-компаний? И на какие качества ИТ-партнера следует обратить внимание организации, для которой передача продукта на аутсорс может стать ключевым фактором в конкурентной борьбе?
Компетентность, квалификация ИТ-специалистов
Самое важное – люди и бизнес-процессы внутри компании партнера. Высокие hard skills разработчиков могут привести к безупречному коду и архитектуре, но не всегда к созданию успешного продукта. В первую очередь успешность программного решения зависит от специалистов, которые его создают. Важно, чтобы аутсорс-компания формировала проектные команды не просто с релевантным опытом, но и с высокими soft skills. Все участники проектной команды должны осознавать цели бизнеса клиента, а не реализовывать проект строго по техническому заданию. Только такой подход позволит специалистам разработать продукт, способный превзойти ожидания заказчика. Сотрудники компании разработчика должны регулярно проходить курсы повышения квалификации, изучать новые практики и методологии, а также уделять особое внимание развитию soft skills. В компании разработчика должны систематически проводятся внутренние митапы, обучающие сессии, детальные разборы проектов по завершению и тренинги, ориентированные на развитие личностных компетенций.
Также, хорошей практикой будет работа с аутсорс-партнером, имеющим распределенные команды по всему миру. Это позволяет ИТ-подрядчикам оперировать лучшими мировыми практиками, т.к. в таких компаниях разработчики имеют возможность регулярно обмениваться опытом, новыми знаниями и использовать их в проектах.
Ориентация на задачи клиента, умение слышать
Распространенной практикой для ИТ-разработчиков является подмена заказного решения собственным шаблоном, который иногда именуется “отраслевым” или “типовым”. Далеко не всегда такие решения подходят заказчику, поэтому аутсорс-компания должна ориентироваться в первую очередь на потребности клиента. Чрезвычайно важно уметь не слушать, а именно слышать и вникать в задачи клиента, чтобы предложить заказчику оптимальное и эффективное решение из всех возможных.
Необходимо хорошо ориентироваться не только в пределах технического задания, но и на уровне понимания бизнеса заказчика. Получая задание нужно провести глубокий анализ продукта, изучить требования, погрузиться во все процессы. Надежная аутсорс-команда еще на этапе анализа сможет предугадать и обязательно сигнализировать клиенту о потенциальных сложностях в дальнейшем развитии продукта или выявить слепые зоны, даже если этой задачи не было. Такой партнер будет руководствоваться интересами клиента и всегда предложит наилучшее решение — включая видение продукта, его архитектуру, состав команды и оптимальный расчет стоимости.
Вовлеченность и мотивация команды партнера
Мотивация и вовлеченность исполнителя влияет на конечный результат его работы. Поэтому руководители подразделений аутсорс-компании должны пристально следить за эмоциональным состоянием своих специалистов. Ежедневные созвоны, стендапы, синхро и 1:1 помогут почувствовать общий настрой подчиненного и при необходимости корректировать его загрузку, задачи, сформировать новые KPI, определить приоритетные векторы движения в работе, разработать ИПР (индивидуальный плана развития) и т.д. Чем выше будет мотивация специалиста, тем эффективнее он сможет работать.
Степень вовлеченности разработчика в задачи клиента формируется в том числе развитием soft skills. Поэтому, HR-департамент аутсорс-компании должен уделять внимание не только повышению профессиональной квалификации сотрудников, но и концентрироваться на развитии личностный качеств. Задача HR-службы в этом случае – настроить работу в командах с ориентацией на клиента и, разумеется, на качество услуг. Проведение специализированного обучения, модульных тренингов и профильных митапов должно было регулярной практикой.
Открытость, готовность к диалогу
Очень часто «точкой входа» в аутсорс-команде является менеджер или руководитель проекта, который непосредственно управляет разработчиками, аналитиками, тестировщиками и дизайнерами. Некоторым заказчикам комфортна такая модель взаимодействия. Но большая часть клиентов хотят общаться напрямую с рядовым исполнителями проекта.
К сожалению, не все аутсорс-команды предоставляют такую возможность, опасаясь хантинга специалистов. Иногда аутсорс-компании знакомят участников проектных команд на собеседованиях, но дальнейшая коммуникация по-прежнему осуществляется через проектного менеджера. Задача надежного партнера – обеспечить заказчику комфортный формат взаимодействия и предоставить возможность прямой коммуникации с разработчиками при необходимости.
Гибкость, прозрачность
Какой бы компетентной, мотивированной и открытой ни была аутсорс-команда, серьезными требованиями к ИТ-партнеру были и остаются гибкий подход к решению задач и прозрачность реализации задач. В рамках одного проекта текущие требования могут измениться несколько раз. В таких условиях требуется проявление гибкости со стороны аутсорс-партнера, скорость адаптации к любым изменениям и оперативная генерация новых решений, исходя из текущих условий.
Один из главных страхов заказчика при передаче проекта на аутсорс – отсутствие прозрачности. Чтобы обеспечить клиенту комфортное сотрудничество, ИТ-разработчик должен быть готов работать в любом удобном для заказчика трекерах задач. Проектное управление в едином сервисе позволит компании не только оперативно передавать подрядчику новые данные или изменять требования к продукту, но и в любой момент видеть актуальные статусы по выполненным подзадачам. Такой формат взаимодействия обеспечит заказчику полный контроль над проектом и безопасную работу с ИТ-партнером.
Заключение
Сейчас рынок ИТ-услуг предлагает различные форматы разработки. Заказчик имеет возможность выбрать по-настоящему удобную модель для решения конкретных задач бизнеса. На рынке уже существуют компании, которые готовы предоставлять не просто услугу, а полноценную партнерскую экосистему, где клиенту не нужно беспокоится и контролировать качество и сроки реализации задач. Для многих заказчиков такое партнерство становится и вовсе единственной работающей моделью ведения ИТ-проектов — и это, в свою очередь, мотивирует аутсорс-команды предлагать клиенту еще более удобные форматы сотрудничества.
Чтобы успевать за потребностями бизнеса, необходим постоянный и надежный партнер, который обеспечит качественный ресурс для реализации задач бизнеса и поможет разгрести бэклог по первому требованию. Такое партнерство снимет с заказчика операционные вопросы и позволит топ-менеджменту сосредоточиться на стратегических целях бизнеса.
© RedLab, 2021
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2021