Что должна уметь программа для ведения управленческого учёта в строительстве

Сложность заключается вовсе не в том, чтобы найти программу, посмотреть презентацию. Понять, как внедрить и настроить программу – можно, обсудить с разработчиком вопрос технической поддержки – можно. Но сложно понять, что именно должна уметь программа? Какие функции для строительной компании она должна выполнять? На этом этапе возникает ступор. И, как правило, строительная компания, не понимая, чего ждать от продукта, не может сформулировать свои запросы.
Что должна уметь программа для ведения управленческого учёта в строительстве
Инструкция по поиску полезного ПО на реальных проблемах и примерах

Ниже приведу некий дайджест необходимых «умений» программы для строительного предприятия. Составлен он на основании анкетирования, опроса и реального общения со специалистами строительного бизнеса.

Взаиморасчёты

Ответ на самый простой вопрос: «заказчик должен нам или мы ему» по логике бухгалтерского и управленческого учёта будет разным. Приведу пример, чтобы наглядно показать, в чём тут сложность.

Допустим, бухгалтеру известно о том, что строительная компания, выполняющая работы, получила от заказчика аванс на 300000 рублей. А на 200000 рублей уже закрыт акт. Простой, почти школьный пример, правда? И бухгалтер, следуя логике арифметической, скажет, что от заказчика денег больше ждать не нужно. Ведь акт закрыт только на часть суммы.  

Но в этом ответе не учтены условия договора. Пусть, 1000000 рублей – это сумма строительной сметы, которая относится к договору подряда. И в этом договоре отражено, что аванс зачитывается пропорционально выполненным работам. Есть также в договоре и гарантийное удержание, равное 5%.

Следовательно, для того, чтобы понять, ожидать ли ещё платёж от заказчика или нет, бухгалтерских данных недостаточно.

При пропорциональном зачёте аванса к сумме в 200000 рублей относится только 60 000 рублей от тех трёхсот тысяч, что перечислил заказчик. А ещё 5% от аванса 200000 заказчик может удержать по условиям договора. Значит, в данном случае нужно отнять 60000 рублей и 10000 рублей от двухсот тысяч. Тогда получится, что заказчик должен ещё 130000 рублей.

Этот пример показывает, что в задачи бухгалтерии финансовое планирование не входит. И не надо ждать от бухгалтера корректной информации об предстоящих платежах.

Программа же для строительного предприятия должна сразу давать такие данные. Бухгалтерская программа может предоставить данные только как информацию для проверяющих органов – и лишь за прошедшие периоды, а в лучшем случае на «сегодняшний день». В основном, руководители могут получить лишь данные по остаткам и движению на расчётном счёте и по кассе. Но руководителя строительного предприятия часто интересует не отчётность по итогам какого-то периода, а картина ведения дел в динамике. А именно: от кого мы можем получить деньги «сейчас», «завтра», «через месяц». Показать, кто кому должен -  это то, что управленческая программа для строительных компаний должна делать по умолчанию.


Когда смета с заказчиком и подрядчиком различается

Одна из самых сложных проблем при строительстве: сметы с заказчиком и подрядчиком различаются. Бывает, что с заказчиком сметы укрупнённые, а с заказчиком они расписаны до конкретных работ и расценок. Или наоборот.

Особенно сложно, когда несколько подрядчиков выполняют работы. В этом случае закрытие актов превращается в сложную процедуру. Понятно, что когда договор будет полностью закрыт, то все данные будут актуальны и всё сойдётся, как говорят, «до копейки».

Пример следующий.

Как понять, сколько нужно закрыть с заказчиком работ по строительству газопровода, если: один подрядчик указывает, что вырыл траншею на 20 км, другой указывает, что насыпал песка 5 км, а третий сообщает, что положил трубу на 1,5 км. В итоге, как закрывать такие работы с заказчиком?  Это превращается в проблему, на которую тратиться много ресурсов. В реальности на этом участке большие дыры.

Подрядчик тянет оделяло на себя. И подрядчик в итоге получает больше денег, чем должен был получить.

К примеру, строительная компания (генподрядчик) прокладывает трубы в условиях крайнего севера. Заказчик закрыл этой компании за месяц 20 км трубы. Но отдельных работ каждому подрядчику строительная компания (генподрядчик) закрыла больше. Вынуто 5 кубометров грунта – акт подписан. Выкорчевано 5 кубометров деревьев – акт подписан. Завезены и посажены новые насаждения, восстановлен экологический баланс – акт подписан. А как эти отдельные работы соотносятся с тем, что закрыто заказчиком? Как понять, каким образом эти кубометры соотносятся с одной большой работой, закрытой заказчиком? В реальности, как правило, генподрядчик платит субподрядчику больше, чем получит от заказчика. И, вроде бы всё сделано правильно, но генподрядчик всё равно в минусе. А заказчика промежуточные работы не интересуют. Ему важен конечный результат.

Всем этим пересчётом занимаются производственно-технические и сметно-договорные отделы строительных компаний. И всё это крайне трудоёмко.

Продолжить чтение -->

Программа для ведения управленческого учёта в строительстве должна на основании актов с подрядчиками сама, автоматически посчитать, что можно включить в акт с заказчиком в других единицах измерения, в укрупнённой смете. Или наоборот учитывать, в каком объёме заказчик подписал работы, и какие работы можно теперь корректно закрыть подрядчику.

 

© АЛТИУС СОФТ, 2020
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2020


Комментарии на публикацию Что должна уметь программа для ведения управленческого учёта в строительстве

Сложность заключается вовсе не в том, чтобы найти программу, посмотреть презентацию. Понять, как внедрить и настроить программу – можно, обсудить с разработчиком вопрос технической поддержки – можно. Но сложно понять, что именно должна уметь программа? Какие функции для строительной компании она должна выполнять? На этом этапе возникает ступор. И, как правило, строительная компания, не понимая, чего ждать от продукта, не может сформулировать свои запросы.