Научно-производственное предприятие «Звезда» им. Академика Г.И. Северина было создано в 1952г. Предприятие является признанным лидером мирового авиакосмического сообщества и головным отечественным предприятием в области создания и производства систем жизнеобеспечения летчиков и космонавтов для высотных полетов и космических исследований; средств спасения экипажей и пассажиров при авариях летательных аппаратов; систем заправки самолетов топливом в полете; средств защиты летательных аппаратов от пожара и взрыва; систем для внекорабельной деятельности в космосе.
Созданные «НПП «Звездой» системы успешно эксплуатируются на тысячах военных и гражданских самолетов и вертолетов в России и за рубежом, на всех российских пилотируемых космических кораблях и орбитальных станциях, а также на международной космической станции.
Специфика «НПП «Звезда» определяется тем, что производство является опытно-серийным, а выпускаемая продукция представлена номенклатурой из более чем 500 наименований, в производственной базе насчитывается до 80000 детале-сборочных единиц, на складах около 39000 единиц ТМЦ из них 30000 размещается на производственных складах.
Предпосылки внедрения
Смешанный тип производства на предприятии (опытное, единичное и небольшие серии) плюс необходимость выпуска разноплановой продукции на одних и тех же рабочих центрах и частые конструкторские изменения делают задачу планирования ресурсов и материалов очень сложной задачей. Ранее на предприятии осуществлялось планирование по общему балансу мощностей, что приводило к их неравномерной загрузке. Руководство предприятия пришло к решению о необходимости повышения качества управленческих технологий.
Цели проекта
Основные задачи, которые стоят перед проектом - это обеспечение руководства оперативной и достоверной информацией о деятельности производственных подразделений. Повышение эффективности производства, сокращение сроков выполнения заказов, снижение себестоимости производимой продукции, рациональное использование ресурсов и оптимизация запасов, а также использование современных автоматизированных подходов в планировании производственных процессов, вместо существующих ручных и совещательных методов.
Решение
Внедрение включало в себя все стандартные этапы и фазы проекта, что способствует сокращению длительности самого проекта. Основные этапы можно представить так:
Таким образом, на предприятии НПП «Звезда» были автоматизированы процессы закупок, складского хранения и выдачи в производство материалов и комплектующих, после чего автоматизирован учет хода производства. Завершающим этапом была проведена автоматизация снабжения и сбыта в интеграции с имеющимся ранее на предприятии ПО.
Особенности внедрения
Реализация проекта по внедрению корпоративной информационной системы началась со стандартного этапа разработки концепции решения и подготовки прототипа системы, включающей корректировку базовых референсных моделей, заложенных в систему под потребности предприятия. На первом этапе было проведено обследование текущего состояния НСИ на предприятии и определен список критических для запуска системы задач. Одним из важнейших требований стало приведение НСИ к необходимому виду, для Заказчика были разработаны и переданы необходимые описания к НСИ и к системе ведения НСИ.
Однако при реализации поставленных задач группа внедрения столкнулась с рядом особенностей:
Для решения задачи создания единой информационной системы в плановые сроки специалисты компании составили детальный план проектных работ и приняли серьезные меры для его выполнения.
Методологические меры. Для того, чтобы решить задачу корректировки и унификации НСИ, специалистами компании «ФРОНТСТЕП СНГ», совместно со специалистами ОАО «НПП «Звезда» разработан целый ряд внешних программных модулей, так называемых конверторов. Конвертор позволяет осуществлять стыковку разнородных баз данных и получать на выходе данные в формате необходимом для ERP.
Организационные меры. Все возникающие вопросы тщательно анализировались и оперативно решались. На предприятии была организована служба по работе с НСИ, выполнившая в короткий срок обработку больших объемов данных в автоматическом и полуавтоматическом режимах, с использованием разработанных специалистами Фронтстеп и Звезды программных модулей.
Пройдя обучение, группа проекта со стороны заказчика самостоятельно смогла обучить специалистов предприятия, которые по роду своей деятельности должны осуществлять эксплуатацию информационной системы управления. Специалисты группы сетевых технологий в кратчайшие сроки сумели модернизировать локальную сеть предприятия с тем, чтобы обеспечить доступ к ресурсам ERP-системы.
Результаты проекта
В процессе внедрения ERP-системы проведен серьезный реинжиниринг в бизнес-процессах предприятия, необходимость в котором была очевидна еще до начала проекта. Внедрение ERP-системы поддержало качественные изменения системы менеджмента в целом, и показало значительный экономический эффект.
Новые условия работы потребовали некоторого периода «стабилизации», когда в процессе эксплуатации ERP, работа в системе стала рутинной и повседневной для всех сотрудников НПП «Звезда». Ключевым моментом, обеспечившим успех реализации проекта, явилось активное участие в создании информационной системы управления проектной команды заказчика и менеджеров предприятия. На базе ИТ-дирекции НПП «Звезда» создан центр компетенции, в рамках которого развернута информационная поддержка пользователей.
Заместитель Генерального директора по информационным технологиям ОАО «НПП «Звезда» Ивянский Александр Маркович:
«Многолетнее итерационное развитие системы управления нашими проектными командами и результаты совместной работы продемонстрировали высокую эффективность. Мы намерены продолжить сотрудничество в рамках совершенствования ИТ-структуры НПП «Звезда», и, в частности, проекта внедрения планирования с использованием Syteline APS.
Это современный инструментарий, который дает возможность в процессе планирования всего производственного процесса за считанныесекунды определить реалистичный график отгрузки заказов с учетом всех постоянно изменяющихся условий – как внутренних, так и внешних.»
© Фронтстеп СНГ, 2017
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2017