Анастасия Фурсова (А.Ф.): Илья, насколько мне известно, вы занимаетесь установкой новейших терминалов для общественного транспорта Москвы. Расскажите в чем их функционал и сколько таких терминалов уже установлено в столице?
Илья Князев (И.К.): Идея проекта по установке терминалов для наземного транспорта появилась почти два года назад. Задача была обеспечить круглосуточный, независимый от человека сервис по продаже билетов для пассажиров наземного транспорта Москвы. С помощью автомата теперь стало возможным купить билеты на 1, 2 поездки, транспортные карты «Тройка», «Единый», пополнить карту «Тройка» или записать на нее билеты «ТАТ», «90 минут» и еще более 10 видов билетов. Терминал позволяет оплатить билет как наличными купюрами, так и банковской картой, после чего он выдает информационный лист и сдачу купюрами или монетами.
А.Ф.: То есть монетами оплатить билет пассажир не сможет?
И.К.: Прием монет – технология дорогостоящая с точки зрения обслуживания, а с точки зрения дохода, она в буквальном смысле копеечная. В метро такое требование, конечно, оправдано, но во всех остальных проектах, включая Мосгортранс, мы от этого отказались. То есть выдача сдачи монетами есть, а приема нет.
Кроме того, терминал уличный, стоит под открытым небом зимой и летом. Перед нами стояла задача сделать его устойчивым ко всем внешним воздействиям. И это не только вандализм, но и погода. В итоге мы смогли поучаствовать в конкурсе и выиграли его. Торгами были прописаны требования к дизайну в стилистике «Московский транспорт». Это была непростая дизайнерско-конструкторская задача. В России нет оборудования, которое могло бы реализовать профиль, который был задан условиями конкурса. Был задан материал – анодированный алюминий, концепт вогнутого профиля, и так получилось, что ни одно предприятие в России не взялось делать такой профиль. В итоге мы были вынуждены везти его из-за рубежа.
Тем не менее, до конца 2015 г. мы поставили 75 билетных терминалов для наземного транспорта по этому конкурсу и, параллельно с этим, под эгидой департамента капитального ремонта в рамках проекта «Моя улица» мы поставляли 46 таких же терминалов на субподряде. Эти аппараты ставят сейчас в основном там, где самый большой пассажиропоток. Но расставлять их - это уже задача тех, кто будет ими оперировать. Зимой расставлять эти автоматы нельзя, поэтому, как только погода позволила начать работу, началась расстановка. Всего на улицах Москвы в ближайшее время должны появиться 121 билетный терминал. Хотя мое личное мнение, что это количество терминалов на всю Москву – очень мало: даже если весь город перейдет на «Тройку», ее надо где-то пополнять.
А.Ф.: Ваша задача состоит только в том, чтобы поставить терминалы или вы также будете заниматься их техническим обслуживанием?
И.К.: Мы сейчас обсуждаем комплексный сервисный договор. Вообще, сейчас то программное обеспечение, которое мы поставили, предполагает функцию мониторинга состояния аппаратов. У Мосгортранса все инструменты для этого есть, и они могут проводить обслуживание самостоятельно или отдать на подряд, в том числе и нам. Инструментарий мониторинга позволяет отслеживать техническое состояние устройств, несанкционированные действия, логи ошибок. Насколько мне известно, в будущем аппараты будут подключены к сигнализации.
Кроме того, так как программное обеспечение наше, мы занимаемся его установкой – каждый автомат налаживаем, запускаем и обеспечиваем его работоспособность.
А.Ф.: Сегодня, если вы пополнили карту «Тройка» через интернет, чтобы на нее дошли деньги и пассажир смог ими воспользоваться, необходимо прийти в метро и приложить карту к валидатору в вестибюле. Многие жалуются, что это неудобно.
И.К.: Данная система называется «отложенное пополнение» и это совершенно осознанная и, на мой взгляд, правильная технология для работы карт, подобных «Тройке», в крупных городах. Это так называемая оффлайн технология, когда вся информация о вашем балансе по электронному кошельку, по тем тарифам, которые вы покупаете, содержится на вашей карте. Даже если устройство чтения ваших карт, установленное в автобусе, вдруг теряет связь, оно все равно прочитает вашу карту, спишет определенное количество средств и пропустит вас. Но для этого вам все равно надо карту прикладывать каждый раз к специальному устройству, связанному с сервером, чтобы оно записывало туда актуальную информацию по карте. Когда вы пополняете «Тройку» через интернет, информация о пополненном балансе содержится на сервере.
Споры идут на тему того, что удобнее, но у нас еще не настолько развитая инфраструктура интернета и связи, чтобы можно было полностью на это положиться. Примеров того, как данная технология (онлайн, прим. Агентства) «сбоит» и приводит к крупным проблемам – много.
А.Ф.: Нельзя просто сделать валидаторы как в метро и на общественном транспорте?
И.К.: Это вопрос технологический. Те устройства, которые стоят в автобусах, могут терять связь. Вы пришли, у вас там вроде бы 500 руб. есть, вы прикладываете, а у него нет связи с сервером. Что вам дальше делать? Ждать, пока появится связь?
Такие решения есть, но они подразумевают установку более сложных валидаторов, которые, к тому, же могут сбоить. А это стоит больше денег, и получается, что овчинка выделки не стоит. Проще установить стационарные терминалы в метро, где есть стабильная связь и туда вывести устройства, через которые можно отложено пополнять «Тройку». Я понимаю, что это может быть неудобно для отдаленных районов, но в этих отдаленных районах могут быть и проблемы со связью. На сегодняшнем этапе развития технологий все-таки оффлайн подход более надежный и, поэтому, оправдан.
А.Ф.: Также ваша компания поставляет терминалы для оплаты проезда в Московский метрополитен. Как давно началась эта работа и как продолжают развиваться эти терминалы?
И.К.: Изначально терминалы на 1-2 поездки были очень простыми и кнопочными. И задача состояла в том, чтобы расставить эти терминалы по всем станциям как можно быстрее. На тот момент, а это был 2011-2012 г.г., особенно в начале месяца на кольцевых станциях метро – на «Киевской», «Павелецкой» - были колоссальные очереди в кассы, и терминалы нужны были как воздух, чтобы просто разгрузить очереди в кассы. Первая партия составляла – 1200 аппаратов, дальше пошел процесс развития. Появился сенсорный экран – это гораздо эффективнее с точки зрения механики и дает возможность развивать программное обеспечение. Когда экран сенсорный – вы нарисовали кнопку, и она уже заработала. Так появилось расширенное билетное меню и пополнение карты «Тройка».
Параллельно с этим, сначала прошел пилотный проект, а потом уже началось оснащение терминалов системой бесконтактной оплаты банковскими картами PayPass и PayWave. Это позволит пассажирам столичной подземки больше не тратить время на поиск терминала для снятия наличных и позволит пополнять транспортную карту «Тройка» и покупать проездные билеты с помощью банковских карт самостоятельно через билетный терминал.
А.Ф.: Ранее представители метрополитена говорили о том, что в скором времени появится возможность и купить билет с помощью банковской карты в кассах. Может быть, она появится и в терминалах?
И.К.: Сначала был проведен пилот на станциях метро «Румянцево», «Саларьево», «Технопарк» и на части старых станций, а потом встал вопрос о том, что в метро должна быть предусмотрена оплата проезда банковскими картами. В итоге совсем недавно это привело к тому, что «Банк Москвы» выиграл конкурс, чтобы стать официальным провайдером услуг по приему банковских карт. Сейчас, совместно с ними, мы переоборудуем все терминалы в метро и ставим на них банковские модули. До конца лета 2016 года во всех терминалах, установленных в вестибюлях Московского метрополитена, можно будет купить билеты и пополнить карту «Тройка» с помощью банковской карты. Кроме того, насколько мы знаем, в кассах также скоро можно будет оплачивать поездки банковскими картами.
Нашим прямым заказчиком, которому мы уже около года поставляем автоматы, оборудованные ридерами, является «Мосинжпроект». А они уже, в свою очередь поставляют их метрополитену в процессе реконструкции и строительства новых станций. Поэтому данные автоматы вы можете увидеть не только на тех станциях, что мы перечислили, но и на многих других. При этом аппараты поставляются уже в новом бренде «Московский транспорт».
А.Ф.: Планируете ли вы поставку новых терминалов на станции метро?
И.К.: Что касается количества, то оно будет расти, соответственно увеличению количества станций. На сегодняшний день планируется до середины весны 2017 г. поставить порядка 100 билетных автоматов.
Буквально недавно мы завершили проект по разработке новой версии программного обеспечения для автоматов. Там новый дизайн, более расширенное билетное меню, поддержка банковских карт и технологически эта версия более совершенна для дальнейшей модернизации. Данное программное обеспечение мы сделали на единой платформе, которая является основой для развития и других решений нашей компании. Если завтра в метро или департаменте транспорта будут рождаться новые идеи, нам будет проще их реализовывать на новом, более гибком софте.
А.Ф.: Какие у вас есть планы по развитию, проекты, которые вы можете предложить городу?
И.К.: Совместно с компанией «Басфор» мы реализовали проект по продаже билетов на междугородний автобус через терминал. На сегодняшний день продажа билетов на автобусные междугородние рейсы осуществляется каждым перевозчиком или автовокзалом отдельно. Сегодня вы не сможете уехать из Москвы в Рязань и вернуться оттуда сразу купив билет в Москве. Для этого вам придется уехать в Рязань и там уже покупать билет обратно.
Компания «Басфор» долгое время развивала свою единую инвенторную систему, как в авиации. На мой взгляд наличие единой системы, где будут храниться данные о всех рейсах и маршрутах, чтобы дать человеку возможность сразу разработать составной маршрут – это вопрос времени. Я верю, что эта «феодальная раздробленность» все равно пройдет, особенно в рамках подготовки к Чемпионату мира 2018 г.
Согласно условиям выигрыша России в заявке на 2018 г., болельщики будут иметь право на бесплатный проезд до места проведения матча, если есть на него билет. Далее предусмотрена компенсация перевозчикам таких временных льгот. А для этого должна быть единая система, позволяющая идентифицировать человека, имеющего льготу, продать ему льготный билет (через интернет и терминалы самообслуживания), свести всю информацию по перевозкам в единой базе, сделать необходимую отчетность. К слову, проблема учета льготных категорий пассажиров из-за отсутствия учета факта их проезда сегодня является весьма острой для перевозчиков.
Через наш терминал вы можете купить билет в одну сторону, туда и обратно, составной, причем не только по России, но и в Европу. В рамках этой работы мы сделали легкое решение по сканированию паспорта. Сейчас мы проводим работу, нацеленную на то, чтобы продвинуть это решение на рынок. Мы понимаем, что немного опередили свое время, когда создавали его. Так как потребность в единой, да еще и полностью автоматизированной системе продажи билетов на автобус – это прежде всего изменение бизнес-модели работы отрасли. Но еще раз повторю, переход на нее – вопрос времени.
А.Ф.: Занимаетесь ли вы еще какими-либо проектами не связанными с терминалами?
И.К.: Мы все больше и больше позиционируем себя как компания, поставляющая программное обеспечение. Сейчас актуальная тема – это интеллектуальная система управления городским освещением. Когда у наших коллег из нашего холдинга – компании «АйТи Умный Город», специализирующейся на энергоэффективности, возникла задача создать собственную интеллектуальную систему управления освещением, мы поняли, что это тоже можно сделать на нашей единой платформе.
Сейчас первая версия системы уже готова, она тестируется в ряде городов. Решение показала свою эффективность и быструю окупаемость финансовых вложений. АСУНО готова к массовому тиражу и его можно применять в крупных городах и областных центрах. В ближайшее время «АйТи Умный Город» планирует запустить автоматизированную систему управления наружным освещением (АСУНО) в крупных городах РФ и СНГ.
А.Ф.: Можете объяснить, как работает эта система?
И.К.: Города на данный момент находятся в непростой ситуации – с одной стороны отключать освещение в ночное время запрещено законом, с другой стороны есть жесткое требование – экономить электроэнергию. Кроме того инфраструктура города становится все сложней, города стремятся стать «умнее». Например, в разное время суток потребность в освещении разное. Например, до 2 часов ночи улицы должны освещаться лучше, чем с 2 до 6 утра. Соответственно, светильники могут работать в менее напряженном режиме, что ведет к экономии электроэнергии. АСУНО закрывает все три вопроса – с одной стороны за счет точного управления расписанием включения светильников и управлением мощности освещения получаем освещенный по всем СНИПам и ГОСТам город, с другой стороны экономим электроэнергию более 40%.
Так же следует отметить, инфраструктура, которая появляется в городе после внедрения АСУНО– становится готовой платформой для сервисов «умный город». На этой платформе возможно развивать сервисы, приносящие городу дополнительный доход, например система управления парковкой, автоматизированная система оплаты проезда и др. системы.
© Передовые системы самообслуживания, 2016
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2016