Помните, что именно резюме является для нанимателя единственным источником информации о соискателе. И поэтому, прежде чем положить его на стол потенциального работодателя, вы должны внимательно перечитать и перепроверить достоверность, структурированность, и, конечно же, грамотность информации. Лучше даже попросить перечитать резюме опытного коллегу с «незамыленным» глазом. Наверняка он укажет вам на пару-тройку имеющихся недостатков. В общем, отмеряйте семь раз, чтобы ваше резюме привлекло внимание и существенно отличилось от массы аналогичных.
Три основных формата резюме
Существует три основных типа резюме, из которых вы можете выбрать наиболее подходящий. Учтите, каждый тип резюме имеет свои преимущества и свои недостатки. Только осознание специфики именно вашей ситуации определит, какой формат подойдет вам больше. В общем, хронологический тип резюме считается самым распространенным, и большинство нанимателей привыкли именно к нему. Так что если у вас нет никаких особенных причин выбрать другой формат написания резюме, смело остановитесь на хронологическом.
• Хронологическое резюме
В этом традиционном резюме ваш общий стаж обычно раскладывается в хронологическом порядке, начиная с последнего места работы. Хронологическая форма подачи призвана подчеркнуть профессиональный опыт. Многие работодатели прекрасно знакомы с хронологическим форматом резюме, считают его удобным и вполне приемлемым для получения всеобъемлющей информации о соискателе. Внимание: если вы только что закончили высшее учебное заведение или устраиваетесь на работу после длительного перерыва в профессиональной деятельности, этот вид резюме вам не подходит. К сожалению, он выставит на первый план недостаток рабочего опыта. Впрочем, отчаиваться не стоит, попробуйте написать
• Функциональное резюме
Этот тип резюме призван подчеркнуть не ваш профессиональный опыт, а ваши умения и навыки. Если ваш опыт минимален, сконцентрируйте внимание на подробном описании ваших умений и образовательных достижений. А о вашем небольшом опыте либо ничего не упоминайте, либо совсем кратко суммируйте его где-нибудь в конце резюме.
• Комбинированное резюме
Этот формат напоминает функциональное резюме с добавлением краткого хронологического списка. Навыки и умения публикуются в начале, за ними следует история работы. Этот тип резюме сейчас стремительно набирает популярность, но многие работодатели по-прежнему консервативны и предпочитают хронологическое резюме.
Общие советы по написанию резюме:
Придерживайтесь краткости. Избегайте больших по объему параграфов. Если это возможно, попытайтесь уместить резюме на одной страничке. Две странички могут понадобиться только для описания вашего опыта. Никогда не печатайте продолжение текста резюме на обратной стороне страницы.
Подчеркните навыки, достижения, особенно пригодившиеся для предыдущих проектов. Упомяните качества характера, незаменимые в работе (при этом старайтесь избегать субъективности). Работодатели ценят не просто хороших специалистов, а еще и людей, уверенных в себе, коммуникативно открытых. Также в почете такие качества, как инициативность, умение увлечь за собой других, аналитические способности, умение продуктивно работать в команде, гибкость и легкая обучаемость.
Используйте стандартные поля и шрифты. Обычно это 2,5 см отступа сверху и около 3 см снизу. Такие шрифты, как Arial и Times New Roman наиболее распространены и читабельны. Кроме того, они корректно будут отображаться на компьютере работодателя, если ваше резюме пришло ему как вложение к письму.
Исключите из резюме несущественные детали. Хобби и увлечения включите только в том случае, если они непосредственно связаны с работой.
Проверьте ваше резюме на грамматическую и орфографическую правильность! Одного подчеркивания текстового редактора недостаточно! Стилистические ошибки и конструкции, предполагающие двойной смысл, отвлекут внимание работодателя на неприятные детали, и существенно снизят общее впечатление. Возможно, из сотни предложений работодатель выберет резюме человека с меньшим уровнем профессионализма, но зато с грамотно составленным документом. Помните: резюме является рекламным буклетом ваших профессиональных компетенций, а что мы обычно делаем с некрасивым, неграмотным рекламным буклетом? Правильно, выкидываем, не дочитав до конца.
Распространенные ошибки при написании резюме
Переход допустимого порога креативности, в стремлении выделиться.
Запомните раз и навсегда: не используйте огромное количество таблиц и колонок. Избегайте цветов и картинок. Обычно работодатель тратит на поверхностное изучение очередного резюме не более тридцати секунд, и обилие всякой всячины может его раздражить. Придерживайтесь одного шрифта и одного стиля форматирования.
Публикация некорректных ссылок на персональный сайт.
Вообще, персональный сайт с примерами работ и отзывами клиентов может стать хорошим подспорьем в поиске работы. Но прежде чем включить ссылку на адрес в резюме, проверьте контент сайта. Он должен быть свежим, читабельным и, конечно же, адекватным. Никаких фотографий после пирушки с друзьями, никаких блогов, никакой лишней информации!
Использование слишком широких полей.
Информация в узких колонках обычно воспринимается хуже.
Использование малого кегля.
Не заставляйте людей напрягать глаза, не пытайтесь впихнуть на одну страничку как можно больше информации. Оставьте маленькие буковки для своих маленьких блокнотиков. Для серьезного документа шрифт меньше десяти пунктов не оставляет вам практически никакой надежды на внимание.
Многословность
Помните: вы не политик-популист, чтобы бесконечно распространяться о своих достоинствах. Вы - уверенный в себе соискатель, профессионал. Избегайте распространенных, осложненных предложений. Вместо них используйте маркированные списки.
Неоправданное сокращение имен собственных, названий.
Не стоит проявлять творческие способности и сокращать названия университета, который вы окончили или мест вашей работы. К примеру, вместо МГУ пишите Московский Государственный университет. Впрочем, если название, один раз в тексте уже упоминавшееся, следует повторить, можете использовать аббревиатуру.
Указание адресов предыдущих организаций.
Это однозначно излишество, просто забивающее ваше резюме.
Написание резюме для веба
Не секрет, что многие работодатели ИТ сферы нынче подбирают кадры, просматривая веб-резюме по формам поиска. Резюме, содержащие ключевые слова в базе данных сортируются, упорядочиваются и в случае надобности легко извлекаются. Если не задать надлежащие критерии поиска, можно ожидать, что ваше резюме быстро запылится в базе данных.
Найти работу в Интернете сейчас совсем не сложно. Это может быть как фриланс или удаленная работа, так и обычная вакансия в одной из организаций вашего города. В любом случае, опубликовать свое резюме в базе данных специализированных порталов не помешает. Больше предложений - больше выбора, не так ли?
Чтобы вас расхватали с руками и ногами, мы приведем несколько советов по написанию веб-резюме, которое по форме должно немного отличаться от обычного (хотя при написании его следует все же руководствоваться общими принципами).
При написании веб-резюме обязательно определите для себя
ключевые слова, по которым работодатель сможет найти в огромной базе вакансий именно вас. Релевантные ключевые слова могут относиться к разным аспектам вашей трудовой деятельности: наименование делаемой должности, опыт, образование. Наниматели могут запрашивать информацию по ключевым словам, относящимся к профессиональным компетенциям. К примеру, если вы хотите трудоустроиться в качестве программиста
Oracle, обязательно укажите четко и ясно в резюме слова «программист» и «Oracle» - чтобы работодатель смог осуществить поисковый запрос. Ключевыми словами могут быть аббревиатуры (такие как
IT, SAP, C++, CAD, HTML), указывающее на ваше владение языками программирования и программным обеспечением. Но чаще всего ключевые слова - это существительные, выражающие вши умения и навыки.
Не думайте, что дать общую информацию будет достаточно, а «подробней поговорить» можно будет уже позже. Никогда не забывайте, что в вебе все равны - а стало быть, у вас множество конкурентов.
Веб-резюме должны отвечать требованиям сервера (объем, кодировка) и содержать ключевые слова, по которым можно легко найти документ в базе. Многие компании практикуют технологию потокового просмотра резюме.
Перед публикацией резюме в базах данных специализированных порталов, стоит ознакомиться с предпочтением работодателей именно по вашей специфике. В некоторых случаях размещать веб-резюме просто не имеет смысла, без личного контакта трудоустройство невозможно (к примеру, если вы - консалтер).
Базы данных приспособлены для работы именно с ключевыми словами и фразами, по ним система распределяет и сортирует полученные документы. Но если необходимо, вы можете использовать общепринятые сокращения и аббревиатуры ИТ-терминов.
Будьте максимально точными. К примеру, не стоит писать просто:
Java, ASP, SAP и.т.д.. Лучше будет : Java-программирование, специалист по SAP.
Не забудьте проверить орфографическую правильность ключевых слов. Ведь если ключевое слово написано с ошибкой, на запрос работодателя не выйдет результата с вашими данными.
Практические рекомендации по форматированию резюме для веба:
Конвертируйте ваше резюме из формата doc в формат text.
Максимальное количество символов в одной строке - 65
Не используйте колонки и таблицы.
Круглые скобки () могут быть интерпретированы как буква О.
Используйте пробелы до и после косой черты (например: программист / инженер).
Доводите свое резюме до совершенства, перечитывая и устраняя раз за разом все ошибки, двусмысленности и неточности. Желаем вам успеха!
Перевод и адаптация с сайта ResumePublishers.com
Мария Мишуренко
ERPNEWS©
© Галактика, 2006
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2006