Руководители - вот тема нашей сегодняшней статьи. Тема актуальная, и что скрывать, весьма наболевшая. Нередко руководителей обвиняют во всех грехах смертных, и, знаете, обвиняют не зря. Ведь «плохими» руководители бывают лишь условно. По сути дела, если руководитель плох, то он уже не руководитель, и долго на ответственном посту не продержится. Так рассуждают на Западе. Наши же люди поступают по велению сердца, то есть, подключают к решению кадровых проблем нездоровые формы национальной ментальности. А это означает, что в кабинетах с позолоченными табличками на дверях, в кожаных креслах, нередко сидят любимые сыны, зятьки, племянники, и ни в коем случае не профессионалы, выстрадавшие должность многолетним трудом. И подходят к управлению эти люди, совсем как советские герои Ильфа и Петрова. То есть к своему отделу никакого отношения не имеют, имен подчиненных не знают, и вообще, редко понимают, что за контора находится в подчинении, и чем она, собственно, промышляет. Возможно, это звучит несколько утрированно, но, согласитесь, проблема есть.
И существование бездарных руководителей ведет к появлению больших проблем в деятельности фирмы. Таких как:
•
Недовольство персонала, приводящее к неминуемым кадровым гамбитам. Умный человек, хороший профессионал не сумеет долго выносить господство тупости и разгул некомпетентности. Ведь начальники, не обладающие достаточным запасом знаний по нужной теме, и прекрасно это осознающие, зачастую стремятся отыграться на подчиненных. Так сказать, хоть немного самоутвердиться за чужой счет. И если «начальничек» ИТ-отдела, не имеющий и намека на высшее образование и на минимальные знания по рабочему вопросу, начинает указывать на повышенных тонах опытному специалисту, что ему делать, тогда может разразиться маленькая производственная гроза. Если сотрудник имеет чувство собственного человеческого достоинства, он не задержится долго на такой работе. Кроме того, он еще и может осознать
•
отсутствие перспектив профессионального роста. Особенно это касается молодых талантливых специалистов. В один прекрасный момент они понимают, что им не у кого спросить совета, не с кем поделиться новыми идеями - в кабинете с позолоченной табличкой на двери их ожидает непробиваемая стена. Некоторые молодые таланты наивно (и, надо сказать, все равно, совершенно обоснованно) полагают, что начальник - это не только человек, который может и хочет понукать людьми как животными, не выказывая при этом ни малейшего уважения к личности. Совсем наоборот - начальник должен понять, поддержать, посоветовать выход из трудной ситуации. Для этого он, естественно, должен обладать отличными и постоянно обновляемыми профессиональными знаниями.
•
Анархия в отделе - самое страшное последствие бездарного руководителя. Осознав, что человек сверху мало чего понимает в рабочих проблемах, сотрудники могут, выражаясь народным языком, «почуять халяву». То есть работать, как попало, некачественно, срывая все сроки сдачи. А что? Нет хорошего, уверенного в себе, знающего руководителя - нет авторитета - нет рабочей дисциплины - нет, естественно, отдачи - и, наконец, не никаких положительных результатов деятельности. Так что имеете в виду, анархия - очень опасная вещь, а если она еще имеет свойство, подобно зловещему пожару, перекидываться с отдела на отдел - ждите беды…
Как известно, на одной фирме (особенно крупной)
руководителей может быть несколько. К примеру - генеральный директор - начальник отдела информационных технологий - начальник ИТ-отдела - менеджер проекта- рядовой сотрудник. Конечно, все четыре руководящих звена не могут быть «слабыми». Иначе бы наша условная фирма сгнила на корню. Но вот если в иерархической цепочке есть хотя бы одно «слабое» звено - пиши пропало! Причем, чем ближе это звено к концу цепочки - рядовому сотруднику, тем опасней. Два плохих руководителя подряд почти наверняка обозначают верную смерть компании в ближайшем времени.
Тема руководителей вообще очень деликатна. Времена номенклатурных работников благополучно минули. При советской власти люди могли занимать высокие посты, абсолютно ничего не смысля в сфере деятельности своего родимого треста. Нынче так не получится.
Время требует от руководителя безупречных, постоянно обновляющихся знаний по всем возможным рабочим вопросам + умение твердо, но ненавязчиво руководить людьми + дипломатичность и дружелюбный характер.
Список можно продолжать до бесконечности. Важно другое. С хорошим руководителем советуются, его всегда акцептируют, с ним здороваются за руку, его домашний номер телефона знают наизусть…
Потому что хорошее руководство, прежде всего, основано на обоюдном доверии.
Мария Мишуренко
ERPNEWS©
© Галактика, 2006
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2006