Нервы ИТ-специалиста - дороже золота

97 % ИТ специалистов России ежедневно испытывают стрессовые ситуации. В последнее время любая хорошая (читай высокооплачиваемая) работа неразрывно связана с последующими стрессами, депрессиями, хронической усталостью.
Нервы ИТ-специалиста - дороже золота

И это становится серьезной проблемой. Особенно это связано с ИТ-сотрудниками. Специфика профессии предопределяет характер производственных травм. Кстати, кавычки в последнем словосочетании не проставлены намеренно. Стрессы и депрессии – ничуть не меньшие производственные травмы, чем, к примеру, физические увечья, полученные на производстве.

По данным специалистов компании SkillSoft (skillsoft.com), занимающейся электронным обучением, только три человека из каждых ста опрошенных на работе чувствуют себя уверенно и спокойно. Только три человека из ста. Цифра, что и говорить, пугающая. Хотя, если вникнуть в проблему глубже, то можно многое понять.

Во все времена работа с людьми считалась одной из самых тяжелых. В строю «ущербных» в этом плане профессий находятся журналисты, врачи, менеджеры, и, конечно, ИТ-консультанты. Настоящей проблемой для руководства может стать специалист, обладающий отличными знаниями, но при этом не умеющий контактировать с людьми. Рано или поздно такие люди вылетают из ИТ-сферы, при этом подзаработав себе несколько серьезных психосоматических расстройств. Вот основные причины, по которым ИТ-люди ежедневно тратят бесчисленное количество драгоценных нервных клеток:

Недопонимание со стороны руководства

Примечание: нередко эта причина носит субъективный характер вроде «нравится-не нравится – не орите на меня». Стоит заметить, что в ИТ-сфере начальство обычно еще более нервное, чем сотрудники. Самая большая нервная затрата (в процентах) получается в том случае, когда ИТ-шнику начинают выговаривать за подчиненных. То есть фактически за грехи, в которых он либо совсем не виноват, либо виноват косвенно. Вот тогда бывает по-настоящему обидно.

Еще одна распространенная причина конфликтов между руководством и подчиненными – тотальный, почти подследственный контроль. К примеру, по данным одного онлайн опроса, проведенного в июне-июле среди 2 800 человек, около 70% опрошенных сообщили, что они часто проверяют личную почту во время работы, а примерно треть признала, что делает это постоянно по нескольку раз в день. Уже само существование такого опроса настораживает. Ну подумаешь – проверил личную почту на работе…Однако несколько специалистов дали мне онлайн-комментарии по этому поводу. И надо сказать, весьма удручающие комментарии. Посещение почтовых серверов в российских фирмах с целью личной переписки карается наказаниями от выговоров разной степени строгости до удержания энных сумм с зарплаты в виде штрафов.

Недопонимание со стороны клиентов

Ну, это вообще тема для отдельной статьи. Вспоминается отрывок из известного Интернет-опуса про недалеких юзеров:

Я модем у вас купила,
не могу воткнуть в розетку,
говорят, компьютер нужен…
а я хочу смотреть картинки.

Это, конечно, слишком утрированный пример, но порой у ИТ-шников бывают ситуации намного комичнее. Объяснять, как открывать программу, включать компьютер в розетку, как совершать элементарные операции копирования\ вставки документов – все эти абсолютно лишние действия должен порой проделывать высокооплачиваемый дипломированный специалист. А куда деваться – люди есть люди. Только вот подобные ситуации сильно отвлекают от основной трудовой деятельности и мешают специалисту развиваться в профессиональном плане. И, как результат – вселенская злость на всех и вся с вытекающими стрессами, переходящими, в свою очередь, в затяжную депрессию.

Самое страшное – это, конечно сакраментальная потеря веры в человечество, которую не вернешь ни за какие деньги. Даже за 2500-3000 единиц американской валюты (принимая в расчет стандартную зарплату хорошего ИТ специалиста)

Перегрузка

Порой в стремлении угодить начальству можно зайти очень далеко. Засиживаться на работе за полночь, рваться в командировки, пренебрегать перерывами и выходными – не самый лучший выбор даже для суперкарьериста. Работа в форсированном режиме не способствует улучшению самочувствия существа человеческой породы. Никакие деньги не вознаградят ваше здоровье. Переутомление – один из первых шагов к депрессии. Кстати говоря, подобные депрессии, вызванные физиологическими причинами, переносятся гораздо тяжелее.

Недопонимание со стороны коллектива

Что и говорить, фактор немаловажный. Рабочий коллектив – это люди, с которыми ИТ специалист проводит больше всего времени. Их он видит чаще, чем жену, маму и бабушку. Соответственно и конфликтные ситуации возникают регулярно. Плохие отношения с коллегами рано или поздно приведут к стрессу. К сожалению, там, где замешаны деньги и карьера, особенно в больших коллективах, за спиной почти всегда строится громадье коварных планов. И ничего с этим не поделаешь. Главное – уметь абстрагироваться от ситуации и не реагировать на злобные выпады.

Хорошим решением в проблемах стрессах сотрудников могут стать корпоративные психологические тренинги. При условии, конечно, что проводить их будут профессионалы. Это в частности. А в общем, подойдет простой человеческий рецепт, проверенный веками: относитесь друг к другу с любовью, проблем станет гораздо меньше, вот увидите!


Мария Мишуренко
12NEWS©

© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2006


Комментарии на публикацию Нервы ИТ-специалиста - дороже золота

97 % ИТ специалистов России ежедневно испытывают стрессовые ситуации. В последнее время любая хорошая (читай высокооплачиваемая) работа неразрывно связана с последующими стрессами, депрессиями, хронической усталостью.
24.08.06 basile: нервы айти специалиста
не в бровь а в глаз просто!!!
точно каждое слово, добавить даже нечего!!!
Мария Мишуренко, вам большое спасибо, отправил всем кому мог статью. зачитались всем отделом.
огромное спасибо от всех айтишников за такое понимание.
:)