Несмотря на некоторую невостребованность фрилансеров в сфере IT, профессиональные команды, равно как и специалисты с неплохой репутацией, регулярно появляются на рынке автоматизации производства. А это значит, что заказчики в полной мере срабатываются с такими специалистами на долгий период времени. Тогда термин «фриланс», собственно, перестает оправдывать свою семантику, и речь идет о постоянной работе. Часто и сами фрилансеры одной специализации, познакомившись, друг с другом во всемирной паутине или на одном из проектов, открывают совместный бизнес. Чаще всего такие команды принимаются за сложные, долгосрочные и комплексные проекты по внедрению ERP систем.
Деятельность подобного рода называется не иначе, как аутсорсинг. Об этом явлении принято много спорить. В Европе считается, что аутсорсинг – это атрибут развитого, беспроблемного, структурированного бизнеса.
Крупные фирмы к аутсорсингу в России относятся крайне недоверчиво. И понятно почему – риски могут себя не оправдать. Тем не менее, при грамотном подходе аутсорсинг – эффективнейший инструмент поддержки и продвижения бизнеса. Также грамотный аутсорсинг имеет свойство неуклонно оптимизировать выбранную предприятием бизнес-стратегию.
ИТ аутсорсинг весьма эффективен в следующих случаях:
Когда нужно доказать общественности определенный статус компании. Если компании постоянно необходимо привлекать иностранных клиентов, или, того страшнее, инвесторов, тогда имидж выходит на первый план. К примеру, проводить аудит при помощи внешних компаний, нередко с мировым именем, становится все более характерной и привычной практикой для отечественных компаний.
Когда нужно решить специфические задачи, а вовлекать внутренний ИТ-отдел бессмысленно, так как значительно возрастет ресурсоемкость работы. Если срочно требуется улучшить уровень автоматизации бизнес-процессов, то прибегнуть к услугам внешней фирмы будет самым мудрым решением. И к тому же, экономным. Ведь сторонняя фирма при аналогичных условиях в состоянии выполнить определенную работу быстрее и дешевле. Из этого вытыкает следующая причина:
Когда бюджет поджимает. Действительно, нанять аутсорсеров зачастую выходит намного дешевле, нежели прибегать к длительному и мучительному обучению сотрудников-инсайдеров. Собственно, весь рынок внешних ИТ-услуг и существует исключительно потому, что специалисты не могут и, (что существенно) не хотят тратить время на то, что они не умеют, и в принципе, делать не должны. И за что, помимо зарплаты, они не получают никакого дополнительного вознаграждения.
К сожалению, чрезмерное увлечение аутсорсингом может привести к весьма и весьма печальным последствиям для компании-нанимателя. Существует возможность развития тотальной зависимости от внешних помощников. Если, к примеру, код программного обеспечения закрыт, и при этом еще не имеется интегрированных в продукт средств разработки, то это фактически значит финансовую зависимость ИТ-компании от аутсорсеров – постоянные выплаты сумм сверх бюджета, предусмотренного для технической поддержки.
Многие думают, что к аутсорсингу предприятия прибегают, находясь на стадии полного профессионального и финансового истощения. Или когда имеются определенные проблемы, потенциально способные стать критическими. Это не совсем верно. Конечно, в определенной ситуации внешние сотрудники могут оказать действенную помощь, но рассчитывать на аутсорсеров как на панацею – просто глупо! Руководителя, который думает, что можно заплатить энную сумму «добрым» аутсорсерам и все проблемы решатся автоматически, ждут серьезные проблемы. Вообще, аутсорсинг – это не последняя соломинка, спасающая утопающий бизнес. Аутсорсинг желательно использовать в качестве удачного решения для оптимизации бизнеса, или отдельной незначительной помощи в мелких проблемных ситуациях. С таким стратегическим подходом аутсорсинг принесет гораздо большую пользу.
Сказать, что аутсорсинг в России стоит на месте, было бы неправильно. И этот рынок труда, несмотря на малую востребованность, динамично развивается.
Общая тенденция в России неуклонно идет к тому, что все больший и больший процент крупных предприятий выбирает для себя автоматизацию даже не как эфемерное средство незамедлительного увеличения прибыли, но как необходимый и привычный атрибут, инструмент современного бизнеса. Это говорит о том, что, возможно, в скором времени аутсорсинг подвергнется переоценке в умах и сердцах дальновидных руководителей, и последние, наконец, отбросят психологические барьеры и «укатанные» годами стереотипы. Остается хрестоматийно ждать и надеяться!
Мария Мишуренко
ERPNEWS ©
© Галактика, 2006
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2006