Эти термины появились в России некоторое время назад и, надо сказать, успешно прижились. Забиты виртуальные доски объявлений информацией как о поиске фрилансеров со стороны работодателей, так и со стороны самих контрактников. А огромное количество фирм бьётся за клиента на рынке аутсорсинга.
Справка.
Фрилансер – свободный специалист, независимый профессионал привлеченный работать по контракту или по договоренности (Термин отсутствует в Web- словарях)
Аутсорсинг - выполнение всех или части функций по управлению организацией сторонними специалистами. Например, фирма «А» нанимает фирму «Б» осуществлять функции по продвижению товара
(Определение Yandex) Общее между ними - для нанимающей их фирмы они являются сторонними работниками.
Фрилансер со временем вырастает и понимает, что вполне может оформить свою фирму для предоставления услуг аутсорсинга. Зачастую фирмы аутсорсинга привлекают фрилансеров.
Только вот…даже бросив беглый взгляд на странички порталов «общего пользования» мы увидим, что востребованы в основном специалисты гуманитарных профессий, а особенно дизайнеры, копирайтеры, аниматоры, переводчики, сетевые журналисты.
Нет, конечно, программисты тоже востребованы. Но объявления вроде «пишу java-скрипты дешево» или «запрограммирую сайт» нас мало интересуют. Печально, что объем спроса и предложения на услуги фриланса в сфере IT-технологий очень мал.
К примеру, на поисковый запрос соответствующей тематики на известнейшем русском портале для фрилансеров выдается только четыре сообщения. Два из них - предложения постоянной работы для консультантов, одно - предложение удаленной работы разработчикам ABAP, и еще одно - предложение от IT- фрилансера.
Возможно, стоило поискать не на сайтах общей тематики, а на специализированных сайтах. Практически на всех специализированных форумах предложения от фрилансеров встречаются крайне редко, и то, в основном от хантеров, действующих по поручениям глобальных интеграторов. А предложений от клиентов практически нет.
На западе давно уже принято так, что не фрилансер ищет клиентов, а наоборот. И так, наверное, правильнее. Дело в том, что хорошие фрилансеры должны иметь определенную репутацию, бренд, так сказать. А возможно, даже, и собственных менеджеров. У нас пока до этого не дошли, видимо, рано еще…Мнение большинства российских разработчиков таково, что фрилансеры - народ ненадежный. Завалит проект - и ищи ветра в поле: не с кого спросить, некому предъявить. Другое дело постоянный работник (инсайдер). Его можно уволить без выходного, можно предъявить штрафные санкции.
В Европе предпочитают нанимать фрилансеров-контрактников иногда по той простой причине, что увольнять человека с постоянного места может обойтись в три-четыре раза дороже. Лучше уж заплатить чуть больше контрактнику, чем платить по закону при увольнении человека с «постоянки». В России подобных законов о труде не существует, потому держать инсайдеров получается, как ни крути, выгоднее. Главное - можно в любой момент вручить постоянному сотруднику коробочку с личными вещами и выставить его на улицу, наградив прощальным чеком. И незамедлительно нанять другого.
Клиенты же понимают, что фрилансер не несет той доли ответственности, которую несет юридическое лицо, и как бы сравнительно дешевы не были их услуги, мало кто готов пойти на такой риск. Кроме того, один фрилансер не сделает проект «под ключ» по всем модулям, - нужна команда. Так почему бы не «взять» ее там, где она есть по определению - в фирме. То есть опять же - разумней проект поручить юридическому лицу.
И тут мы переходим к аутсорсингу:
Фрилансер со временем вырастает и понимает, что вполне может оформить свою фирму для предоставления своих свободных услуг (аутсорсинга) под гарантии фирмы. Это дает ему и его команде заметный выигрыш, нежели одиночная работа, особенно в крупных ИТ проектах. Кроме того, в условиях кадрового голода в ИТ отрасли зачастую фирмы аутсорсинга сами привлекают фрилансеров.
В рекламе фирмы услуг аутсорсинга обычно утверждают, что их договор выгоден компании - сотрудник вне штата это экономия на организации рабочего места, социальном пакете и налогах, да и услуги тогда можно списать в затраты.
Однако для ведения проекта такие привлеченные работники часто оказываются слабым звеном – часто они работают на часы и на отчет о сделанной работе или вообще не берутся за серьезную и ресурсоемкую работу. Ведь в этом случае это все те же наемные российские работники, которые о фирме думать не привыкли.
Из этого неумолимо вытекает, что у аутсорсинговой модели в России не такое светлое будущее.
Добавляем сюда еще большие сроки на сбор команды проекта (поиск, проверка профессиональных навыков и рекомендаций, совместимость с другими членами команды), ответственность за проект, ложащуюся на внутренний менеджмент и топов, и т.д. и получаем только один выигрыш, да и то весьма эфемерный - низкую цену.
Предложения работы по контракту или найм сотрудников в аутсорсинговой фирме в российских компаниях возникают, когда на вендора/интегратора, поставщика ИТ- решений или клиента спускается сверху некое «божественное» озарение в виде DeadLine (Предельный срок). Тогда только готовы платить любые деньги специалисту. Но такое встречается редко, да и то, в основном, в иностранных компаниях. Как правило, отечественные фирмы не воспринимают свободных художников в принципе.
Что касается оплаты услуг, то это вопрос очень и очень деликатный. На реальный гонорар 300-400 долларов в день согласится не каждый руководитель, принимающий решение о привлечении в свой ИТ проект, хотя именно столько стоит помощь квалифицированного специалиста.
Когда имеет смысл нанимать сторонних сотрудников?
• Когда хочется (и стоит) иметь на проекте независимого гуру с объективным мнением и хорошими знаниями. Правда, этот гуру должен иметь при себе достойные рекомендации, в противном случае возникает риск нанять «кота в мешке».
• Когда на примете есть профессиональная фриланс-команда, способная конкурировать.
• Когда проект очень важен и велик, сроки поджимают, а специалисты выдохлись. В этом случае нередко сторонние специалисты воспринимаются, как глоток свежего воздуха. Иногда их даже приходится выписывать из-за границы.
• Когда есть временная работа, частичная работа или работа по какому-то одному сложному модулю, с которой штатные специалисты не справляются.
• Когда вы твердо уверены в высоком профессионализме специалиста-контрактника. Такой специалист наравне с выполняемыми обязанностями, может даже проконтролировать подрядчика. Иногда уровень знаний и профессиональных навыков у внешних спецов, увы, бывает выше, чем у инсайдеров - штатных единиц.
Сколько бы не говорили о достоинствах аутсорсинга, риски привлечения стороннего персонала в ИТ-проектах, на наш взгляд, очевидны это основные:
-риск нежелаемого доступа или передачи информации – даже компания-аутсорсер заключив договор, может на следующем проекте кое-что рассказать о своем опыте конкурентам. Рынок, знаете ли…
- риск потери информации и принятия неверных решений - внешний работник может не вникнуть в детали годами складывающейся ИТ инфраструктуры и систем управления. Как ни крути – это требует времени. Никакая репутация фирмы не поможет…
Мария Мишуренко
ERPNEWS ©
P.S. В ближайшем времени на нашем портале будут опубликованы новые статьи о фрилансе и аутсорсинге
© Галактика, 2006
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2006