Ни для кого не секрет (в том числе и для потенциальных клиентов), что автоматизация производства не всегда несет огромные прибыли, порядок и покой на предприятии. Зачастую автоматизация дает диаметрально противоположный эффект. Или просто не доходит до логического конца. Это называется не иначе, как провалом \ неудачей. Провалы эти могут происходить по различных причинам, и характер неудач тоже различается.
Случается, что из-за различных внешних факторов внедрение приостанавливается на самом интересном месте. И куда, спрашиваются, в этом случае уходят деньги (измеряемые тысячами единиц заграничной валюты) и человеческие старания (бесценные)?.. А еще бывает так, что после внедрения автоматизации бизнес заказчика начинает идти еще хуже, чем ДО. Например, когда на автоматизацию ушла большая сумма денег, и вдруг выясняется, что долгожданный эффект ожидается через несколько лет, либо вообще незначителен. Но деньги уже потрачены, сиюминутного волшебства, увы, не произошло, а в годовом бюджете изрядные прорехи, мешающие планировать дальнейшие расходы и дела. Осознавать в этом случае потерю денег и усилий еще горше…
В этой статье //ERPNEWS/ мы попытаемся рассмотреть основные причины и виды провалов внедрения систем автоматизации предприятия и, возможно, даже попытаемся найти лекарства для профилактики неудач.
1. Подайте копеечку на автоматизацию…
Не самая распространенная, но вполне вероятная. Предприятие заказчика испытывает серьезные финансовые затруднения и при помощи ERP пытается наверстать упущенное, не осознавая всей малореальности своих мечтаний, поскольку некоторые из решений не только самые престижные из ERP систем, но и самые дорогие.
Тем не менее, они наскребают по закромам энное количество денежных знаков, необходимое для привлечения специалистов, и - вуаля! - через некоторое время начинается внедрение системы. До этого на предприятии никакой системы не использовалось, поэтому задача внедрения даже немного облегчается. Специалисты стараются, халтуры не допускают, работают вдохновенно и тут вдруг сверху поступает приказ на нескольких страницах, все содержание которого можно вполне уместить в повелительном предложении «Закрывайте лавочку!». Смена руководства плюс новая управленческая стратегия плюс финансовые проблемы - вот так умирают совершенно «живые» проекты. Минута молчания.
2. Машина - «решатель» всех проблем!
Весьма часто встречается. Слишком многие руководители все еще верят в чудеса. И нередко забывают, что сам по себе запуск программы на предприятии малоэффективен. И не важно, как эта программа называется и сколько стоит. Экономический эффект может дать только изменение стратегии управления, которое система помогает реализовать (но отнюдь не заменяет его). На тех предприятиях, где руководство оценивает подобное внедрение всего лишь как ИТ-проект, оно обречено на провал. ИТ-проект это не более чем на 10%. На 90% это проект, направленный на изменение стратегии управления предприятием. И если руководитель не в силах изменить свои точки зрения по некоторым вопросам, доверяя всецело свой бизнес машинам и нанятым консалтерам, свою некомпетентность он обычно прикрывает - увы! - теми же самыми бумажками с резолюциями о «закрытии лавочек»...
3. А у нас все совсем как раньше…
Еще одна распространенная причина - условия, в которых функционирует предприятие. Если оно работает на прогноз потребности, спрос стабилен, конкуренции почти нет, колебаний спроса тоже, и, соответственно, особенно большой выгоды от внедрения ждать не приходится. Руководители же ломают головы над тем, почему прибыль не течет рекой, а струится резвым фонтанчиком, практически такого же объема, как и до автоматизации. Это, конечно, выглядит уже менее трагично. Систему внедрили, но не то что бы удачно, а, скажем так, очень условно - удачно, или может, даже резче - только что не провально. Руководителям не следует забывать, что наиболее существенная выгода может быть получена на предприятиях, работающих под заказ в условиях жесткой конкуренции. В этом случае более четкое планирование работы предприятия может принести очень существенные дивиденды.
4. Кто виноват?
На самом деле, не только по вине клиентов проект может быть завален. Иногда сами «внедрители» - убийцы своих же детищ. В этом случае действует только один совет - не переоценивайте, господа-коллеги, свои возможности. Проект может оказаться действительно неподъемной сложности, особенно если опыта не хватает! Отсюда - и удлинение сроков сдачи, и возможный выход за рамки бюджета и прочие неприятные артефакты. А если разработчики еще и получили своевременную предоплату, и относятся к работе с ленцой и прохладцей (стимула-то толкового нет!)…В общем, в этом случае руководитель предприятия наверняка не одобрит внедрение, и, имея полное на это право, свернуть безграмотный, затянувшийся, дорогой проект.
А вообще понятие успеха внедрения систем автоматизации производства, конечно, весьма относительно. Если посудить строго, то понятия «провал внедрения» и «неудача внедрения» тоже подразумевают совершенно разные вещи! Ну кто сможет точно оценить степень успешности \ неуспешности того или иного проекта?! Ведь, чтобы окупиться в полной мере крупным проектам зачастую приходиться ждать более двух-трех лет. А за это время самыми разными людьми может быть вынесено столько «смертельных» вердиктов внедрению проекта...
В любом случае, даже неудачи надо понимать и принимать, и возможно, даже извлекать из них выгоду. Любое внедрение - удачное, неудачное, провальное - это бесценный опыт в сфере автоматизации. Пожалуй, именно этим данная сфера отличается от других сфер деятельности - «курс полезности» опыта в бизнесе автоматизации раз в десять превышает все допустимые в других сферах бизнеса показатели.
Желаем вам успешно работать и набираться опыта, который, как известно, является лучшим средством для профилактики рабочих неудач!
Мария Мишуренко
ERPNEWS©
© Галактика, 2006
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2006