Роль социальных сетей в ежедневной коммерческой деятельности трудно переоценить. С их помощью покупатель получает доступ к такой важной информации, как оценка товаров, отзывы других людей, советы специалистов, тенденции развития. А каково влияние социальных медиа на производственный сектор? Использование социальных сетей на предприятиях – это «осознанная необходимость» или пустая трата средств?
По данным последнего исследования, проведенного Советом руководителей производственной сферы (Manufacturing Leadership Council), 13% производителей планируют внедрять в процессы проектирования/производства цифровые технологии, и важную роль в этом играют средства социальных медиа. А через 10 лет доля таких производителей увеличится вчетверо и составит 53 процента.
Какова цель все большего применения социальных медиа? Производителям важно знать мнения, предпочтения и желания потребителей. Они также стремятся совершенствовать взаимодействие между сотрудниками, партнерами и поставщиками, видя в этом залог повышения качества конечного продукта.
Примером прямого обращения к потребителям для получения отзывов о продукте может служить опыт производителя чипсов – компании Frito Lay. Чтобы выбрать наиболее приятные вкусовые добавки, она стала общаться с потребителями через социальные медиа. Обращение к краудсорсингу[1] для определения вкусовых предпочтений потребителей представляет совершенно новый подход к использованию социальных медиа в сфере производства.
Стоит также отметить, что ряд солидных компаний начинает внедрять средства совместной работы на основе социальных медиа. Авиастроительная компания Airbus предлагает своим партнерам и дилерам пользоваться интерактивными порталами продаж, позволяющими обрабатывать заказы и знакомить клиентов с разработками Airbus в режиме онлайн. А компания Industrial Mold and Machine из штата Огайо, изготавливающая шаблоны для производителей пластиковых бутылок, вовлекает своих сотрудников в процесс производства. Для этого используется доступная на iPad социальная медиа-платформа, предназначенная для контроля качества, обсуждения вопросов проектирования и решения различных производственных задач.
Кто сказал, что у семи нянек дитя без глаза? В данном и аналогичных случаях производители используют социальные медиа для улучшения процесса производства путем привлечения к сотрудничеству широкого круга лиц.
Все эти примеры иллюстрируют значительные изменения, происходящие в различных производственных вертикалях. Современные тенденции, подобные BYOD, свидетельствуют о том, что производителям выгоднее использовать потенциал новых технологий, чем противостоять им. Различные социальные бизнес-платформы, известные также как Enterprise 2.0, обеспечивают взаимодействие на уровне всей компании посредством вики[2], блогов и соответствующих средств социальных медиа. Эти инструменты создают сбалансированную платформу для обмена мнениями, решения проблем и общего взаимодействия с целью совершенствования деятельности компании.
Однако наряду с очевидными преимуществами социальных медиа отдельные вопросы их использования остаются открытыми. Например, следует ли генеральным директорам сообщать в блогах о своих командировках, продуктах или стратегиях развития бизнеса? Где та грань, за которой негативные последствия вытесняют потенциальную пользу? Некоторые считают, что оптимизм по поводу внедрения социальных средств взаимодействия в процесс производства несколько преувеличен, поскольку производство предполагает строгое соблюдение технических спецификаций, разработку проектов, анализ данных о физических/химических свойствах, графики запуска новой продукции и многое другое.
Хотя социальные медиа нашли себе место на потребительском рынке, им будет намного сложнее соответствовать тем ограничениям и условиям рентабельности, которые связаны с производственным процессом. Тем не менее использование этих инструментов на предприятиях задает важный вектор в дальнейшем развития бизнеса.
Чтобы освоить правила игры, производителям необходимо принимать в ней участие. По данным исследовательской фирмы IDC, в сегменте программных приложений, развитие которого во многом обусловлено рынками корпоративных приложений и программ управления взаимоотношениями с заказчиками, наблюдаются стабильные ежегодные темпы роста на уровне 5,1%.
Согласно прогнозу IDC, к 2020 году 80% роста сектора ИКТ будет обусловлено развитием технологий мобильной связи, «облачных» вычислений, Big Data и социальными медиа. Такие прогнозы помогают производителям определить, откуда пойдет следующая волна инноваций. Решения на базе социальных медиа рассматриваются в этих прогнозах как важные средства объединения данных и контента с людьми и системами.
Осведомленный, оснащенный и требовательный – так можно охарактеризовать мобильного пользователя 2013 года. Такое же описание подходит новому поколению работников.
Предыдущие статьи К. Дойла:
[1] Этот метод предполагает привлечение добровольцев для решения общественно значимых задач.
[2] Веб-сайт, структуру и содержимое которого пользователи могут самостоятельно изменять с помощью инструментов, предоставляемых самим сайтом
© Cisco, 2013
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2013