ERP-системы: критический взгляд

Автоматизированная система, если она претендует на звание ERP, должна помогать управлять ресурсами - составлять финансовые, товарные, трудовые календари, синхронизировать их, контролировать исполнение, и, при необходимости, корректировать - иными словами, служить поддержкой в управлении предприятием. Цель настоящей статьи – выяснить, решают ли ERP-системы возложенные на них задачи.
ERP-системы: критический взгляд

Как известно, системы уровня ERP предполагают управление всеми ресурсами предприятия (трудовыми, финансовыми, материальными и пр.) и координацию потоков каждого из них со всеми остальными. Так, звенья в товарной цепочке “план продаж - календарь отгрузок товара - план выпуска производимой продукции - план запуска продукции в производство - план закупок материалов и комплектующих” должны быть точно увязаны между собой и с другими бизнес-процессами предприятия. Каждая транзакция в товарной цепочке порождает финансовую и наоборот. То есть “товарный календарь” по мере формирования создает финансовый. Автоматизированная система, если она претендует на звание ERP, должна помогать составлять такие календари, синхронизировать их, контролировать исполнение и при необходимости корректировать - иными словами, служить поддержкой в управлении предприятием. Цель настоящей статьи – выяснить, решают ли ERP-системы возложенные на них задачи.

Термин ERP сегодня известен каждому, чья деятельность так или иначе связана с информационными технологиями. Столь привычная сегодня аббревиатура была изобретена в 1990 году аналитическим агентством Gartner. За полтора десятка лет существования термина ERP так и не появилось четкого набора параметров, характеризующих такие системы. Последним прописанным стандартом IT-решений был MRP II, разработанный в США и поддерживаемый Американским обществом по контролю за производством и запасами (APICS). Что же такое ERP-система и чем она отличается от MRP II, порою затрудняются сказать даже сами игроки рынка. Некоторые делают упор на наличие клиент-ориентированного решения в составе ERP – так называемой CRM-системы. Но в то же время, многие продукты, позиционируемые поставщиками как ERP, по умолчанию не содержат CRM. Таким образом, вопрос, по каким именно признакам причислять систему к классу ERP, остается открытым.

После появления термина ERP трехзначные аббревиатуры начали множиться с невероятной скоростью: СRM, SCM, SRM, ERM, EDI… И сразу же рождались отдельные рынки, соответствующие конкретным аббревиатурам. Отсутствие единой методологии и классификации IT-решений «кормит» большое количество аналитических агентств: они регулярно получают заказы на исследования ими же самими выдуманных рынков. В результате возникает информационный хаос, порождающий немало фантомов со своими приверженцами и противниками. Именно аналитические агентства способствуют существованию мифа о всемогуществе ERP. Утверждение о том, что крупному и среднему (да, в общем-то, и малому) бизнесу в условиях жесткой конкуренции выжить без ERP просто невозможно, активно лоббируется, и сомневающихся в нем становится все меньше. Сегодня для многих руководителей ERP-система является одним из символов успеха. Но вот является ли она фактором успеха?

Термин ERP (Enterprise Resource Planning – планирование ресурсов предприятия) можно рассматривать в двух плоскостях: ERP как программные продукты определенной категории и ERP как общая концепция организации автоматизированного учета. Отсюда вытекает и два основных направления критики:

  • критика ERP как класса решений для автоматизированного управления бизнес-процессами предприятия;
  • критика ERP как набора программных модулей.

    Среди недостатков ERP-систем как класса решений для автоматизации бизнеса можно выделить следующие:
  • Излишняя прозрачность для внешних пользователей.
    Из-за закрытых кодов западных разработок предприятия не могут внедрять в эти программы свою систему безопасности с собственной методикой кодирования. Таким образом, возникает возможность активного вмешательства государства в бизнес. Между государственными органами и разработчиками программ заключены соглашения, в соответствии с которыми разработчики предоставляют контролирующим органам ключи дешифровки баз данных клиентов, подозреваемых в экономических преступлениях. Подобный подход для многих российских предприятий совершенно неприемлем, особенно если учесть состояние дел с коррупцией и злоупотреблениями в правоохранительных органах.
  • Типовой подход ко всем экономическим субъектам.
    Механизмы построения ERP-систем едины. Сложность индивидуализации приводит к тому, что ряд не очень существенных конкурентных преимуществ конкретного предприятия просто отбрасывается, поскольку их невозможно вписать в шаблонное решение системы автоматизации без его глубокой доработки. Такой подход не позволяет управлять конкурентными преимуществами, а также развивать их, что, в конечном итоге, приводит к замедлению развития бизнеса и снижению его эффективности.
  • Нарушение сложившихся эволюционных схем ведения бизнеса.
    ERP-системы внедряются, как правило, для «наведения порядка» в компании, повышения ее прибыльности и улучшения управляемости. Во многих случаях это означает, что придется отказаться от устоявшихся схем организации бизнес-процессов, совершить организационные преобразования и кадровые перестановки. Однако очень немногие предприятия готовы к этому. В большинстве случаев компании даже после внедрения ERP-системы продолжают работать «по старинке», что практически сводит на нет эффект от внедрения.

    Минусы ERP-систем как программных продуктов:
  • Низкая интеграционная способность.
    Далеко не всякая ERP-система предоставляет возможность переноса начальных остатков и других данных из программ, которые ранее использовались на предприятии.
  • Низкая удельная функциональность.
    На одну функцию приходится очень малое количество выполняемых полезных процессов. Только 5% европейских компаний в полном объеме используют возможности эксплуатируемых ERP-систем, о чем свидетельствуют результаты опроса, проведенного в 100 компаниях аналитической компанией PMP Research. Треть опрошенных предприятий заявили, что большая часть функционала внедренных систем не используется. 41% участников исследования сообщили, что не используют лишь малую часть ERP-системы.
  • Высокие издержки пользования.
    Стоимость внедрения и последующего сопровождения ERP-системы может доходить до 9000 долларов за одно рабочее место.
  • Недостаточная гибкость.
    Недостаток гибкости связан с шаблонностью структуры и набора функций ERP-систем. Дополнительные проблемы с гибкостью возникают из-за закрытости кода программ, предлагаемых западными разработчиками, что вызывает необходимость привлечения программистов для внесения даже незначительных изменений.
  • Сложный пользовательский интерфейс.
    Обилие функций и возможностей ERP-системы приводит к сложности интерфейса. Как следствие, требуются немалые временные и финансовые затраты на обучение пользователей работе именно с внешней оболочкой, а не с содержательной частью программы.
  • Проблемы обмена данными.
    Не только ввод начальных остатков, но и последующий экспорт/импорт данных в автоматическом режиме в ERP-системах, как правило, невозможен. Согласование и актуализация информации в «ручном» режиме занимает огромное количество времени.

    Представленная на рис.1 статистика отражает недовольство пользователей некоторыми недостатками ERP-систем. В качестве основных минусов европейцы выделяют недостаточную гибкость, проблему обмена данными и сложный пользовательский интерфейс. Следует отметить, что в ходе проведения исследования пользователи отмечали не один, а сразу несколько недостатков.



    Еще одно исследование, проведенное в Европе, было посвящено проблеме доверия пользователей к нововведениям в области ERP (см. рис.2). Опрос компании Ernst & Yang свидетельствует о том, что большая часть пользователей предпочитают переходить на новую версию ERP-системы как можно позже. Этот факт указывает на недоверие к разработчикам систем автоматизации. Компании-клиенты не считают, что разработчики способны быстро создавать качественные решения и внедрять уже законченные новинки. В среднем по рынку группа консервативных пользователей определенного товара (то есть переходящих на новую модификацию товара в последнюю очередь) составляет не более 15-20%, а по ERP-системам группа «консерваторов» превышает 60%.



    Наличие большой группы консервативных пользователей свидетельствует о том, что разработчики выпускают «сырой» товар, который рынок вынужден потреблять, вследствие отсутствия альтернатив. Поэтому практически 2/3 пользователей систем комплексной автоматизации переходят на новую версию, только после того, как старую перестают обслуживать и поддерживать.

    Тем не менее, несмотря на большое количество проблем, связанных с внедрением ERP, для крупного и среднего бизнеса это действительно хороший способ повышения управляемости и максимизации прибыли. А вот руководителю небольшого предприятия необходимо определиться, насколько актуально для него внедрение системы масштаба ERP.

    В любом случае, к принятию решения о внедрении ERP-системы нужно подходить очень взвешенно: рассмотреть вопрос о выборе производителя системы, определить необходимый набор программных модулей, оценить саму возможность отражения в системе бизнес-процессов компании. Возможно, для этого придется привлечь бизнес-консультантов.

    Павел Пронин, студент Финансовой академии при Правительстве РФ



    По материалам семинара «ERP-система как инструмент управления организацией», проводившегося разработчиком системы управления предприятием Business Control и Институтом гуманитарного образования

    Специально для 12NEWS©

© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2006


ERP (Enterprise Resource Planning System)Система планирования ресурсов предприятия

Изначально термин ERP(Enterprise Resource Planning) применялся к системам планирования загруженности производственных мощностей. Несмотря на то, что термин ERP возник в производственной сфере, сегодня он имеет более широкую область применения. Современные ERP-системы обеспечивают выполнение всех основных бизнес-функций предприятия.

Системы планирования ресурсов предприятия - ERP - служат для интеграции всех данных и процессов организации в единый комплекс. Для этого современная ERP-система использует множество различных программных и аппаратных компонентов.

Стандарт MRP II (Manufacturing Resource Planning) был разработан в 1980-х годах и представляет собой набор требований к системе управления предприятием. Основные изменения, которые необходимо выполнить для соответствия этому стандарту, включают:
- Улучшение планирования и управления производством.
- Улучшение управления запасами и закупками.
- Улучшение финансового управления и учета.
- Улучшение управления качеством продукции.
- Улучшение управления проектами и программами.
- Улучшение управления рисками и изменениями.
- Улучшение поддержки принятия решений на основе информации, полученной из всех этих областей.

Комментарии на публикацию ERP-системы: критический взгляд

Автоматизированная система, если она претендует на звание ERP, должна помогать управлять ресурсами - составлять финансовые, товарные, трудовые календари, синхронизировать их, контролировать исполнение, и, при необходимости, корректировать - иными словами, служить поддержкой в управлении предприятием. Цель настоящей статьи – выяснить, решают ли ERP-системы возложенные на них задачи.
Гость
Тема/заголовок:
Комментарий: