В сравнении с данными 2010 года показательно, что 50% авиакомпаний сообщают о росте совокупных расходов на IT&T, 32% заявляют о сохранении прежних показателей, а 18% отмечают их сокращение.
Хотя рынок и цены на топливо нестабильны, прогноз на 2012 год благоприятен: 54% респондентов ожидают увеличения IT-бюджета, а 29% планируют сохранить расходы на прежнем уровне. 91% авиакомпаний планируют инвестировать в услуги мобильной связи для пассажиров, при этом 93% акцентируют свое внимание на технологии виртуализации.
Представляя «Обзор внедрения IT в авиакомпаниях» за 2011 год, Пол Коби (Paul Coby), председатель совета директоров компании SITA, отметил: «Инвестиции в IT-технологии — своего рода индикатор положения дел в авиаиндустрии. С ростом количества пассажиров авиакомпании возвращаются к стратегическому инвестированию в наиболее значимые сферы, такие как IT.
IT-департаменты авиакомпаний разрабатывают решения, основываясь на передовых достижениях в таких областях, как управление доходами и оптимизация нагрузок. Эффективность IT-технологий напрямую зависит от внедрения технологий виртуализации и облачных вычислений. Показательно, что инвестировать в эти сферы планируют 93% опрошенных компаний. Кроме того, по свидетельству участников опроса, введение дополнительных услуг привело к росту продаж на веб-сайтах и увеличению пассажиропотока.
Наблюдается увеличение объемов продаж авиабилетов через контролируемые дистрибутивные каналы. И эта доля, по моим прогнозам, в 2011 году впервые превысит долю продаж по непрямым каналам сбыта. Если такая тенденция сохранится, к 2014 году 58% билетов будут продаваться по прямым каналам. Это приведет к снижению объема продаж через глобальную дистрибутивную систему GDS и онлайн-агентов».
В ближайшие три года ожидается необычайный рост предложений в сфере услуг мобильной связи для пассажиров: 91% авиакомпаний планируют инвестировать в сервисы, предоставляемые через мобильные устройства.
Приоритет отдается сервисам, связанным с регистрацией, информированием о состоянии рейса, использованием электронных посадочных талонов и распространением билетов. В авиакомпаниях ожидают, что к 2014 году 15% пассажиров будут регистрироваться с помощью мобильных телефонов.
Из 85% авиакомпаний, 33% уже используют мобильные устройства для продажи билетов и 52% планируют их использовать к 2014 году. Новые возможности использования мобильной связи расширяют границы деятельности большинства авиакомпаний, позволяя им предоставлять дополнительные услуги на борту, а также изменять и повышать класс билета.
Результаты опроса показывают, что многоканальная среда распространения билетов расширяется за счет таких новых, набирающих популярность каналов продаж, как киоски, социальные сети и мобильные телефоны. Продавать билеты через киоски к 2014 году планируют 70% авиакомпаний (19% уже используют эту технологию). Кроме того, в настоящее время 16% авиаперевозчиков распространяют билеты через социальные сети.
В ходе конференции Air Transport IT Summit генеральный директор SITA Франческо Виоланте (Francesco Violante) сказал: «Компании авиатранспортной отрасли поняли, какую выгоду они могут извлечь из революционных изменений в области обработки данных мобильными устройствами. Толчком к этому стало появление три года назад смартфонов 3G. За последний год количество авиакомпаний, реализующих билеты через мобильные телефоны, выросло почти вдвое. Мы продолжаем расширять спектр мобильных услуг, в частности, готовы предложить своим клиентам возможность изменения или повышения класса билета.»
Результаты опроса выявили, что внимание к такому каналу распространения, как социальные сети, неуклонно растет. Расширение каналов сбыта в авиаиндустрии будет способствовать появлению более целенаправленных и индивидуальных предложений, с учётом предпочтения пассажиров и условий, в которых приобретается билет. Это соответствует общей стратегии увеличения доли продаж авиабилетов через прямые каналы, например веб-сайты и информационные центры».
На сегодняшний день 80% авиакомпаний уже представлены в социальных сетях или планируют, 41% компаний используют социальные сети для продвижения продуктов и услуг.
Также по результатам опроса отмечена тенденция к расширению возможностей использования киосков самостоятельной регистрации. В частности, за последний год количество авиакомпаний, использующих киоски для транзитных пассажиров, увеличилось в четыре раза, 11% компаний уже внедрили эту функцию, а 39% планируют ввести ее к 2014 году.
В независимом опросе, посвященном тенденциям внедрения IT в авиакомпаниях, приняли участие сотрудники IT-отделов 200 ведущих авиакомпаний.
© Галактика, 2011
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2011