Максим Белоусов, президент “SPb CIO Club”, и Юрий Шойдин, член правления, открыли заседание. Во вступительном слове правление клуба подняло вопрос о расширении форматов заседаний, их увеличении, о своевременном информировании членов клуба. Также Руслан Шарипов был награждён подарком за лучшую идею, предложенную в деловой игре на прошлом заседании «Без Галстуков».
Это заседание планировалось как традиционное: две стандартные секции и соответственно два докладчика. Но темы, затронутые на мероприятии, оказались настолько интересными, актуальными и увлекательными, вызвали такое количество вопросов, дискуссий, обсуждений, что теперь сложно говорить о стандартности. Надо отдать должное и докладчикам, их профессионализму и умению работать с аудиторией.
Первую секцию открыла Елена Шуксто, начальник Управления обратной связи Департамента организационного развития КИТ Финанс Инвестиционный банк, выступлением на тему: «Коммуникативные тромбы в межфункциональном взаимодействии сервисных и бизнес - подразделений. Пути преодоления, на примере методики расчета Индекса Удовлетворенности Внутреннего Клиента (ICSI) в одной из российских компаний». Как говорилось ранее, Елена абсолютно нестандартно подошла к своему выступлению на мероприятии. И перед тем как перейти непосредственно к теме, она предложила аудитории поработать, «покреативить», разделившись на команды. В итоге 7 команд должны были через 5 минут представить в виде рисунка вариации на тему «Место и роль отдела по ИТ в компании». Практически каждая команда создала несколько вариантов. Оказалось, что директоры по ИТ и их подчинённые обладают незаурядной фантазией. Были представлены множество интересных вариантов: «Живой организм», «Сливной кран», «Лифт». «Разводные мосты», «Весы». Закончив презентации рисунков, Елена подвела итоги. Все команды изобразили отдел по ИТ в центре или в верхнем углу листа. На 90 % рисунков был представлен только отдел ИТ, а не его место в компании в целом. Сделанные выводы позволили перейти к главной теме доклада.
Елена затронула важные проблемы:
• замкнутость подразделений на собственных задачах, в отрыве от целей и интересов смежных подразделений и фирмы в целом.
• при росте организации появляются новые подразделения, и согласование действий между ними требует все большего труда, цели компании достигаются все сложнее, дороже или частично.
Были представлены следующие способы преодоления проблемы:
• определение должностных функций подразделений не путем простого их описания, а через требуемый результат деятельности. Что данное подразделение делает в организации уникального, того, чего не делает никто? В чем это выражается?
• классификация подразделений компании по принципу: кто кому какие продукты (сервисы) "продает" или "покупает" внутри компании? Таким образом определяются "сервис - провайдеры" и "внутренние клиенты".
• методика расчета Индекса Удовлетворенности Внутреннего Клиента (ICSI) как наименее затратный по времени, ресурсам и простоте использования метод налаживания взаимодействия подразделений через качественную обратную связь.
Во второй секции Константин Зимин, главный редактор «Intelligent Enterprise», представил и проанализирует результаты экстренного "кризисного" исследования Intelligent Enterprise, а также сравнил эти результаты с докризисной картиной (весеннее исследование "Практика использования ИТ 2008"). Основным методом исследования было анкетирование ИТ-директоров. При исследовании докризисной ситуации анкеты были получены от 150 респондентов, а деятельность ИТ-отделов в условиях кризиса была проанализирована по ответам 212 специалистов.
Константин, анализируя исследование, затронул ряд вопросов, безусловно, актуальных на сегодняшний день:
1. На сколько уменьшится ИТ-бюджет компаний как в целом, так и в различных отраслях? От каких факторов может зависеть это сокращение?
2. Что уменьшаем - сравнение ИТ-бюджетов российских и мировых компаний в различных отраслях.
3. За счет чего произойдет сокращение размеров ИТ-бюджета? Какие работы в области ИТ будут сворачиваться в различных отраслях?
4. Как изменятся приоритеты в области автоматизации в условиях кризиса? Каким направлениям работ надо уделять больше внимания, каким меньше?
5. Какие меры, принимаются компаниями для сокращения ИТ-бюджетов: приостановка ИТ-проектов, пересмотр текущих контрактов и выплат, увольнение сотрудников и т.д.? Что будет происходить с ценой на продукты и ИТ-услуги?
6. Какие меры более эффективны при уменьшении эксплуатационных затрат на ИТ?
7. Какова будет личная тактика ИТ-директоров?
Резюмируя данные анкет, Константин отметил, что в рамках уменьшения активности ИТ-отдела около 32 % CIO предполагают провести количественное сокращение отдела, а в частности продукции, 24 % директоров прибегнут к комплексному сокращению. Отказаться от капитальных вложений при сохранении объемов работ планируют 16 %, а 10 % руководителей не собираются сворачивать активность подразделений вообще.
Большинство компаний (44 %) планируют сократить бюджет, сэкономив на обучении персонала. 50 % ИТ-директоров говорят о приостановке части проектов как одного из методов адекватного поведения бизнеса в условиях кризиса. Но в целом акценты при внедрении ИТ остались теми же, что и до кризисной ситуации.
Выступление Константина вызвало множество вопросов. Участники заседания получили плодотворную почву для рассуждений и дискуссий.
По итогам выступления Константин отметил памятным подарком самого активного и профессионального на его взгляд участника – Вадима Коноваленко. Президент клуба, Максим Белоусов, закрывая третье заседания «Без Галстуков», акцентировал внимание членов клуба и гостей на актуальности выбранной тематики вечера и на эффективности работы каждого.
Санкт-Петербургский клуб ИТ-директоров предприятий Северо-Западного региона “SPb CIO Club” основан в ноябре 2004 года. Участниками клуба являются более 300 руководителей ИТ-служб известных предприятий города. Приглашаем всех заинтересованных профессионалов вступить в клуб и принять в его работе активное участие. Деятельность клуба поддерживается Партнерами, которыми являются компании Лаборатория Касперского, КОМСТАР, Microsoft, Fujitsu-Siemens, КРОК, IBM, 1С, APC, Orange, Тринити, Lanck Systems, АстроСофт, Фабрика Бизнеса, ArtCommunications.
© SPb CIO Club, 2008
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2008