Относительно простым и небольшим бизнесам «приписок» бывает вполне достаточно. Но с ростом компании проблемы, например, со скоростью оборачиваемости продукции на складе увеличиваются в геометрической прогрессии. «Для решения типовых задач лучше использовать универсальные комплексные системы, — размышляет Виктор Комар, заместитель генерального директора компании «Микротест — Программ лайн». — Однако, как только требования усложняются, становятся узкоспециальными, типовой системы уже недостаточно. Здесь требуется либо существенная доработка существующей КИС, либо установка специализированного решения». Среди таких «надстроек» к ERP-системе, закрывающих слабые места, наиболее известны и часто внедряются решения CRM (управление взаимоотношениями с клиентами) и HRM (управление персоналом). Все более популярными становятся системы BI (бизнес-анализа) и SCM (управление цепочками поставок).
Пользуются спросом решения WMS (управление складом), APS (планирование производства), EAM (управление основными фондами и ремонтами), ECM (документооборот). Наконец, предприятия, выпускающие сложный технологичный товар, например авиа- или машиностроения, устанавливают PLM-решения, управляющие жизненным циклом продукции.
Современные технологии позволяют довольно просто интегрировать «надстройки» как с основной ERP-системой, так и с другими приложениями. Это необходимо, чтобы избежать двойного ввода данных. Кроме того, например, BI-приложению необходимо где-то брать информацию для ее анализа. Естественно, без интеграции КИС здесь не обойтись. Важный момент: при внедрении спецрешения необходимо изменить «под систему» бизнес-процессы, а порой и корпоративную культуру компании. Иначе максимально возможный эффект не будет достигнут. Это справедливо для всех перечисленных приложений.
CRM и HRM. Популярность систем CRM («Ф.» № 39 от 18.10.04) и HRM («Ф.» № 25 от 18.07.05) объясняется просто: персонал и клиенты — два самых важных актива практически любой компании. В то же время конкуренция за них растет, а специалистов, способных успешно построить работу с ними, больше не становится. Потому, чтобы не растерять доверие и увеличить лояльность клиентов и персонала, компании стремятся автоматизировать управление ими. Ведь система позволяет использовать в холдинге единые стандарты взаимодействия с сотрудниками и клиентами, вести в их отношении одинаковую финансовую политику планирования и учета затрат. Другая причина — резкое увеличение масштабов бизнеса. Это ведет к росту клиентской базы и численности сотрудников. Для упорядочения работы с ними и сокращения издержек эффективнее внедрить специализированное приложение. Кстати, именно блоки управления клиентами и персоналом в первую очередь стали включать в свои системы производители ERP. Поэтому теперь на рынке независимые CRM- и HRM-разработки на равных конкурируют с модулями полнофункциональных систем. Так, в управлении отношениями с клиентами помогут системы среднего уровня, такие как Terrasoft, SalesLogix, Microsoft CRM, и высшего дивизиона — Oracle CRM, mySAP CRM, Siebel. А улучшить отношения с персоналом — «Босс-Кадровик», mySAP HCM и Oracle HRA. Все эти системы являются самодостаточными и могут устанавливаться даже если в компании нет ERP.
SCM и WMS. Установка системы управления цепочками поставок позволяет повысить эффективность работы подразделения логистики компании. В идеале внедрение SCM формирует сеть сбыта, в которой нужные товары доставляются в требуемое место и время с наименьшими издержками. Потому главные потребители систем логистики — компании с высокими затратами времени и денег на транспортировку продукции. Особенно ощутимыми эти издержки становятся при падении рентабельности бизнеса, как в крупных розничных сетях, или невозможности удовлетворить спрос. Так, «Северсталь» за 9 месяцев установила SCM-систему i2 для оптимизации портфеля заказов. Закончившееся в сентябре 2005 года внедрение спецприложения потребовалось из-за резкого увеличения спроса на металлопрокат, который существенно превышал производственные возможности комбината. «Установка i2 позволила реализовать функцию мастер-планирования, — рассказывает Евгений Хорев, руководитель рабочей группы комбината. — Его цель состоит в определении соотношения спроса к производственным возможностям «Северстали». Теперь мы создаем единый план производства и сбыта товарной продукции, а также поступления выручки. Раньше мы говорили о рентабельности продукта в пересчете на тонну. Теперь вычитаем прибыльность одного продукта относительно другого с учетом скорости его производства».
Несколько иными причинами руководствовался парфюмерно-косметический концерн Oriflame в России. Здесь у компании 14 филиалов, точки продаж и сеть продавцов-консультантов, охватывающая почти всю страну. Продукция Oriflame сначала поставляется с заводов в центральные распределительные центры в Европе, затем — в Москву, откуда попадает в региональные филиалы и пункты продаж. С такой сложной цепочкой непросто планировать сроки поставки того или иного крема, особенно в предпраздничные периоды. В результате приходилось держать на складах большие резервные запасы. Эту проблему концерну удалось решить путем создания SCM-системы на базе комплекса IFS Applications.
Решения по управлению складом WMS являются лишь одной из подсистем SCM по управлению транзакциями. Но для экономии времени и денег зачастую устанавливаются отдельно. Приложения этого класса позволяют в режиме реального времени отслеживать фактический прием товара и наиболее эффективно его размещать. Так, розничная сеть «Виктория» автоматизировала свой склад в Томилино на базе системы EXceed WMS всего за 3,5 месяца. Теперь система внедряется на складе в Калининграде. «Основные задачи, которые решает система, очень актуальны для ритейла, — рассказывает Петр Андросов, директор службы логистики «Виктории». — Это возможность работать не с дистрибьюторами, а с производителями, планировать и сокращать издержки, оптимизировать и управлять запасами».
Стоимость внедрения WMS-решений колеблется в пределах $50-200 тыс. Но игра стоит свеч. По словам генерального директора компании «Логинфо консалтинг» Александра Ахметзянова, помимо сокращения числа ошибок при комплектации последние разработки в области WMS позволяют повысить оборачиваемость склада на 7-15% и увеличить коэффициент использования объема на 10-12%. Например, после внедрения решения «Бухта: Складской комплекс» гораздо эффективнее стало использоваться пространство склада «Ниеншанц-Логистик». Главный менеджер компании Валерий Минашкин утверждает, что в комплексе площадью в 3 тыс. кв. метров, вмещающем до 6 тыс. кубометров грузов, с помощью «Бухты» обеспечивается оборот товара до 1,5 тыс. кубометров за рабочую смену.
BI. С ростом количества данных в КИС появляется необходимость их анализа. В противном случае они накапливаются и лежат никому не нужным «мертвым» грузом. Анализировать информацию помогают BI-системы. Они берут данные из КИС и на выходе предоставляют их топ-менеджменту в виде отчетов и графиков. Основные потребители BI-решений — компании, работающие с большим количеством разнородных данных. Это банковский сектор, телекоммуникации («Ф.» уже писал о работе самописной системы класса BI в компании «Зебра Телеком» в № 11 от 21.03.05), нефтегазовый комплекс, страховщики. Например, в розничной торговле приложения бизнес-анализа могут спрогнозировать на основе информации из чеков необходимый набор брэндов в каждой категории, правильную выкладку товара в зависимости от времени и расположения магазина. Бизнес-потребность в аналитических системах обычно возникает после внедрения ERP-системы и решения учетных задач. Ведь BI-приложения строятся на уже накопленной информации из систем SCM, APS, CRM, HRM. То есть компания, которой требуется решение бизнес-анализа, должна достигнуть определенного уровня зрелости. BI-системы относительно дешевы: небольшое внедрение с покупкой 30 лицензий обойдется в $40 тыс. В России представлены BI-системы Cognos, Geac, Hyperion, SAS.
EAM. Крупным компаниям с большим количеством основных фондов (от недвижимости до станков) не обойтись без EAM-системы, позволяющей управлять такими ключевыми процессами, как капитальное строительство, аренда, пусконаладочные работы, техническая эксплуатация, амортизация, налогообложение. Благодаря этому решению становится возможным поддерживать основные фонды компании в максимальной готовности, сократить время простоя, снизить издержки на ремонт. Например, создается единый реестр всего контролируемого недвижимого имущества, что в дальнейшем позволит делать выводы об эффективности его использования. Основные потребители EAM-приложений сосредоточены в машиностроении, металлургии, нефтегазовом комплексе и энергетике. А Александр Саксин, заместитель директора департамента корпоративных систем управления IBS, рассказал «Ф.», что EAM интересуются крупные финансовые корпорации. Ведь банки и страховые компании, с одной стороны, сильно распределены территориально, а с другой — контролируют значительное количество зданий. Потому для них недвижимость наряду с персоналом — одна из двух существенных статей затрат.
ЕАМ-системы позволяют значительно сократить издержки на содержание основных фондов. Например, «Тюментрансгаз» после создания системы управления капитальным строительством на базе решения SAP провел полную ревизию основных фондов, что позволило проанализировать и снизить затраты по каждому объекту. Сократить прямые и косвенные издержки на техническое обслуживание и ремонт оборудования планируется и на Сыктывкарском ЛПК (входит в холдинг Mondy business paper). На комбинате заканчивается внедрение модуля управления ремонтами mySAP Business Suite на 200 пользователей. По словам Сергея Павлова, заместителя гендиректора по IT Сыктывкарского ЛПК, система охватывает три уровня управления процессами технического обслуживания и ремонта оборудования — от технического цехового персонала до инженеров верхнего уровня. Довольно долгий срок внедрения (один год) связан с реинжинирингом процессов материально-технического обеспечения и управления запасами. «Мы рассчитываем уже к концу 2006 года освободить значительную часть оборотных средств, — планирует Сергей Павлов, — путем оптимизации процедур закупки и хранения запчастей и других товарно-материальных ценностей».
APS. Разработчики APS-решений только начинают выходить на отечественный рынок. Так, по словам Рене Девиня, президента Ortems, его компания ожидала, когда уровень автоматизации в российских компаниях достигнет уровня, достаточного для внедрения систем планирования производства. Кроме того, APS-приложения во многом пересекаются по функционалу с BI-, EAM- и SCM-решениями. Но есть и уникальные особенности. Например, система Ortems позволяет оптимизировать график производства с учетом всех ограничений от времени наладки оборудования до графика работы персонала, спрогнозировать колебания загруженности производства, сократить запасы сырья благодаря выполнению производственных операций «точно в срок», оптимально реагировать на непредвиденные обстоятельства в производстве, такие как поломка машин или срочные новые заказы. В странах СНГ APS-решение Ortems пока нигде не работает, но, по словам представителей интегратора АНД «Проджект», партнера французской компании в России, внедрения проходят на украинском металлургическом комбинате, российском авиастроительном заводе и кабельном производителе. Из конкурентов Ortems в России представлены SAP APO, работающая в «GM-Автоваз», и Syteline APS, установленная в «Людиновокабеле», производителе коммунальной технике «Коммаш».
В сухом остатке. Компании вовсе не обязательно внедрять типовое спецрешение, она может создать его «с нуля» или дописать функциональность уже установленной ERP-системы. Скорее всего это будет дешевле, но существует довольно высокий риск неудачи, да и получившаяся «самописка» может не удовлетворить всех требований к ней. Тем более что типовое решение способно «покрыть» бизнес-процессы нескольких подразделений, удовлетворив всех разом. Дело в том, что разработчики спецприложений постоянно расширяют возможности своих продуктов, пытаясь предложить пользователям больше системы за те же деньги. Поэтому инвестировать в автоматизацию отдельных блоков, например, логистики или производства, нужно только в том случае, если они являются определяющими областями для бизнеса компании. Например, машиностроительному предприятию стоит внедрить APS, транспортной компании на роду написано использовать SCM-систему, а банку или страховой компании — CRM.
Андрей Школин
№ 43 (133) 21-27 ноября 2005 - IT+ФИНАНСЫ
Искусство приложений
www.finansmag.ru
© Галактика, 2005
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2005