Является ли организация контроля внутренних бюджетных процедур обязательной для учреждений и почему – об этом рассказывают ведущие эксперты Компании БФТ.
Нормы Бюджетного кодекса РФ устанавливают обязанность осуществления ВФК в отношении действий получателей бюджетных средств, подведомственных главным администраторам бюджетных средств. Но согласно действующему законодательству бюджетные (автономные) учреждения не обладают полномочиями получателя бюджетных средств. Прямых норм, в соответствии с которыми на уровне бюджетных (автономных) учреждений должно быть организовано осуществление системы ВФК либо установлен соответствующий контроль со стороны учредителя, БК РФ также не содержит. В связи с этим может сложиться впечатление, что на уровне бюджетных (автономных) учреждений отсутствует обязанность по организации контроля внутренних бюджетных процедур и его осуществление не обязательно.
Между тем, в силу норм ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» учреждения обязаны самостоятельно организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни, т.е., по сути, контроль всех операций по доходам и расходам. Действующего стандарта, который бы устанавливал общие унифицированные правила по организации системы внутреннего контроля в учреждениях, не существует. Согласно ПБУ 1/2008 порядок контроля за хозяйственными операциями устанавливается учреждением самостоятельно и утверждается в составе учетной политики.
Построение системы внутреннего контроля предполагает организацию внутри учреждения и его силами проверок за исполнением хозяйственных операций, в т.ч. разграничение полномочий и ответственности специалистов, задействованных в функционировании системы контроля.
Решение этих задач наиболее эффективно за счет формирования и утверждения на уровне руководителя отдельного Регламента, устанавливающего порядок взаимодействия структурных подразделений при проведении контрольных мероприятий. При этом, поскольку речь идет об организации контроля силами собственных специалистов, важным является обеспечение такой схемы реализации контрольных функций, которая позволила бы обеспечить независимость контрольной деятельности, а также достижение ее максимальной эффективности. Это возможно за счет привлечения независимых внешних специалистов и экспертов, которые могут провести инвентаризацию исполняемых полномочий, осуществить экспертизу и взаимоувязку норм внутренних стандартов, применяемых в учреждении, что в конечном итоге позволит повысить эффективность работы учреждения.
Компания БФТ предлагает комплексный подход к организации системы контроля за использованием бюджетных средств, который также включает автоматизацию функций внутреннего финансового контроля и обеспечивает:
· Формирование системы внутреннего финансового контроля, основанной на нормах действующего бюджетного законодательства, учитывающей особенности осуществления внутренних бюджетных процедур.
· Сокращение трудозатрат на проведение внутреннего финансового контроля и контроль за его результатами.
· Создание условий для предупреждения нарушений в финансово-бюджетной сфере, укрепления бюджетной дисциплины, повышения эффективности бюджетных расходов и эффективности управленческой деятельности в целом.
Дополнительную информацию Вы можете получить в Департаменте регионального развития Компании БФТ.
© Бюджетные и Финансовые Технологии, 2016
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2016