Сервисы обмена электронными документами имеют наиболее распространенное и популярное позиционирование среди операторов. Занимаются главным образом тем, что предоставляют возможности обмена электронными документами с обеспечением их юридической силы.
В мире сервисов обмена электронными данными все непросто – в определениях и функциях легко запутаться. Но иногда сами операторы умышленно «пускают пыль в глаза». Давайте разберемся, с чем это может быть связано.
Для начала рассмотрим, как позиционируют себя сервисы операторов, и какую пользу они приносят на текущий момент. Взглянув на следующую схему, неподготовленный читатель сможет понять, с чем он имеет дело.
Сервисы обмена электронными документами имеют наиболее распространенное и популярное позиционирование среди операторов. Занимаются главным образом тем, что предоставляют возможности обмена электронными документами с обеспечением их юридической силы. На деле это слегка модифицированная, в части использования криптографии и элементов инфраструктуры открытых ключей, почта, с которой вы привыкли работать. За тем исключением, что отправка нескольким адресатам, ответ на письмо или его пересылка подчас не работают либо реализованы «со скрипом».
Решения для отправки первичных учетных документов и выставления счетов-фактур. Одна из основных причин широкого распространения операторов ЭДО СФ – это возможность отправки бухгалтерской первички (товарных накладных ТОРГ-12 и актов приемки-сдачи работ/услуг), а также выставления счетов-фактур в электронном виде. Кроме первички и счетов-фактур, многие операторы предоставляют возможность обмениваться счетами, актами сверки взаиморасчетов и т.д. Полный перечень документов зависит от конкретного оператора.
Немного отойду в сторону от основной темы и позволю себе высказать предположение, что на одних только счетах-фактурах операторы далеко не уедут. В мировой практике в области оптимизации контроля за уплатой и возмещением НДС события развиваются по следующему сценарию:
Вводится понятие Оператора ЭДО СФ или понятие, сходное по смыслу и функциям. Это организации, которые позволяют предпринимателям обмениваться документами в электронном виде с использованием своих сервисов. В данном случае контролирующий орган по мере надобности истребует такие документы в рамках проверок.
Понятие Оператора ЭДО СФ не вводится и весь документопоток направляется через единый сервис, оператором которого выступает контролирующий орган. В данном случае истребовать ничего не нужно, все документы уже есть у контролирующего органа.
Оба варианта развития событий имеют место быть и обладают своими плюсами и минусами. На мой взгляд, истина где-то посередине, а вернее, – в плавном переходе от первого варианта ко второму. И несмотря на то, что операторы ЭДО СФ в России свои обязанности исправно выполняют и не позволяют налоговикам по полной «закрутить гайки», во многом их присутствие на рынке символизирует переходный этап, при котором ФНС РФ чужими руками хочет перевести всех налогоплательщиков от обмена бумажными документами к обмену документами в электронном виде.
Есть опасность, что после перевода примерно 80-90% налогоплательщиков на электронный документооборот со своими контрагентами появится очередной нормативно-правовой акт, обязывающий налогоплательщиков передавать первичку и счета-фактуры только через сервис ФНС. Это ни в коем случае не достоверная информация, а только прогноз. Но мы уже рассмотрели все возможные варианты и, как говорится, готовы к худшему, но надеемся на лучшее.
Сервисы, автоматизирующие внутренний документооборот, также предоставляют довольно популярный набор услуг, в числе которых – автоматизация обработки входящих документов и взаимодействие между подразделениями организации. Наиболее востребованы такие услуги в организациях, где участники процессов географически удалены друг от друга. В пример можно привести такой процесс, как закупка товаров, где за приемку обычно отвечает кладовщик, он же проверяет комплектность поставки, а первичку подписывает бухгалтер; или же случаи, при которых товары и услуги реализуются обособленными подразделениями (магазинами), а товары распределяет головное подразделение (склад).
Сервисы для решения прикладных задач. В данном случае напрашиваются два примера:
Факторинг. После подписания документов покупателем продавец уступает право требования денежных средств фактору за вознаграждение. На практике продавец тем или иным образом пересылает подписанные первичку, счет-фактуру и сопроводительный документ (реестр уступки прав требования, акт приема-передачи документов или другой документ) фактору. Плюсы факторинга самого по себе, и тем более перевода его в электронный вид, думаю, перечислять не стоит.
Массовая рассылка документов операторами телекоммуникационных услуг, которая осуществляется в крупных сбытовых компаниях и других сферах бизнеса, где периодически требуется единовременно направлять большой объем документов своим контрагентам. Плюсы опять же очевидны, на одних конвертах можно слона сэкономить.
А теперь из всех вышеобозначенных фрагментов попробуем сложить единую картину.
Итак, как я предполагаю, сервисы операторов ЭДО СФ должны стать платформой для интеграции информационных систем предпринимателей и покупателей в доверенную сеть взаимодействия B2B и B2C. Большую роль здесь должны сыграть интеграторы и организации, занимающиеся обслуживанием и поддержкой КИС.
Сервисы операторов, как совокупность услуг, могут быть интегрированы в эту доверенную сеть и смогут предоставлять свои услуги (внутренние услуги) как абонентам, которые работают с ними напрямую, так и абонентам других операторов (внешние услуги). Возможно даже такое, что некоторые сервисы не будут являться операторами ЭДО СФ по определению, а останутся лишь предоставлять услуги в рамках этой доверенной сети.
Одной из основных была и остается проблема согласования работы сервисов операторов на уровне форматов данных и порядка предоставления услуг. Все это может быть решено с помощью технологии роуминга, но пока многие «ждут у моря погоды». Тенденция такова, что эта линия поведения является наиболее успешной. На мой взгляд, здесь не хватает по-настоящему заинтересованной стороны. На текущий момент технология роуминга говорит об интеграции каждого с каждым, но уже сейчас число компаний, официально входящих в рабочую группу по роумингу, достигло 25, а организаций, которые обладают статусом Оператора ЭДО СФ, уже около ста. В сложившейся ситуации нужен «двигатель прогресса», который бы не просто разработал технологию роуминга, но и предложил готовый продукт для интеграции операторов ЭДО СФ в единую сеть.
Можно предположить, что сервисы станут чем-то вроде магазина облачных услуг и превратятся в операторов бизнес-процессов, а перечень их услуг расширится:
Автор: Станислав Петраков, аналитик Synerdocs
© Галактика, 2016
© Издание 12NEWS (ИП Маринин А.Л.), 2016